Ударение в русском языке - ДИКТОРЫ.com

Профессиональное озвучивание текста
Перейти к контенту

Ударение в словах. Особенности ударения


В статье описаны особенности ударения в русском языке. Словесное ударение, безударные, слабоударяемые слова.


Ударение - важнейший элемент устной речи. В русском языке его значение очень велико, т. к. оно служит средством различения слов (лЕкарство - лекАрство, мЕтчик - метчИк, консервАторский - консерватОрский, рефлЕкторный - рефлектОрный) и грамматических форм (струнЫ - стрУны, стеклА - стЁкла, водЫ - вОды).

Существует огромное количество колебаний, которые возникают под влиянием местных говоров, просторечия,  под влиянием родного языка, если говорящий нерусский. Область ударения в большей степени, чем другие области речи, привлекает к себе внимание. Выработка навыков правильной постановки словесного ударения обязательна для каждого диктора.

Итак, словесное ударение в русском яз
ыке. Каждое слово состоит из одного или нескольких слогов. Если в слове более двух слогов, они произносятся неодинаково. Один слог будет выделяться. Это выделение и есть  словесное ударение.

В китайском, яп
онском, вьетнамском ударяемый слог выделяется с помощью изменения высоты тона. Это музыкальное, или тоническое ударение. В древних языках - греческом и латинском ударяемый слог выделялся благодаря большей длительности гласного. Это количественное ударение. Также есть динамическое, или силовое, удар., когда ударяемый слог выделяется большей произносительной силой. Этот тип удар. свойствен русскому, английскому, французскому,  и другим языкам. Однако динамическое удар. не выступает в чис-том виде. Словесное ударение обладает несколькими признаками одновременно. Например, удар. в русском языке - в основном динамическое, предполагает также большую длительность гласного в ударяемом слоге.

В русском языке - разноместное ударение, т.е. с
вободное. Оно не закреплено за каким-то определённым слогом или частью слова. Удар. может падать на любой слог слова. Ударными могут быть разные морфологические части слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

Разноместность ударения является причиной того, что на практике могут параллельно существовать два и более акцентных варианта. Они различаю
тся между собой в лексическом, либо в грамматическом, или в стилистическом отношении. Когда мы говорим о лексическом различии, то имеется в виду семантика слов, т.е. появление самостоятельных значений с изменением места удар. в слове. Сравнивая такие слова, как харАктерный и характЕрный, безОбразный и безобрАзный, видно, что разница в ударении делает их разными словами. Поэтому диктору необходимо точно знать место ударения.

Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан (48)
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан

Разноместность ударения также является средством различения грамматических форм. Иногда это формы одного и того же слова: струнЫ - родительный падеж единственного числа слова струнА и стрУны - именительный падеж множественного числа этого слова; то же самое при сопоставлении форм сестрЫ - сЁстры. Глаголы насыпАть и насЫпать, разрезАть и разрЕзать, рассыпАть и рассЫпать различаются по видовой принадлежности: первые - глаголы несовершенного вида, вторые - глаголы совершенного вида. В других случаях это формы двух слов, например, пАли - прошедшее время глагола пасть и палИ - повелительное наклонение глагола палИть, мОю - 1-е лицо единственного числа настоящего времени глагола мыть и мою - притяжательное местоимение моя в винительном падеже. Бывает, что акцентные варианты не различаются ни в лексическом, ни в грамматическом отношении. Тогда один из вариантов признают соответствующим норме, а другой отвергают как диалектный, просторечный, профессиональный, архаичный и т.д.


Глагольные формы с ударением на перв
ом слоге: дАришь, вЕртишь - современные, с ударением на втором: дарИшь, вертИшь - устарелые. Формы страдательных причастий прошедшего времени: Избранный, Изгнанный, пОпранный, сОтканный, вЕнчанный употребляются сейчас, а формы избрАнный, изгнАнный, попрАнный, соткАнный, венчАнный вышли из широкого употребления.

Другую стилистическую окраску имеют сл
ова: мОлодец, дЕвица, богАтырь, сЕребро, шелкОвый. Их фольклорное происхождение служит причиной присущего им народно-поэтического колорита. Соответствующие им нейтральные слова - молодЕц, девИца, богатЫрь, серебрО, шЁлковый. Наряду с литературными вариантами: портфЕль, доцЕнт, медикамЕнты, хозЯева, срЕдства, свЁкла, красИвее, звонИшь существуют просторечные: пОр
тфель, дОцент, медикАменты, хозяевА, средствА, свеклА, красивЕе, звОнишь.

Только привычное ударение сможет облегчить слушателям понимание  смысла. Стоит изменить место удар., как понимание будет затруднено. Произнесение слова с непривычным для слушателя удар. привлекут его внимание и помешают восприятию дальнейшей информации. Вот почему знание акцентных вариантов, принятых в качестве нормативных, необходимо каждому человеку, выступающему перед аудиторией, - диктору, радио и
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан (3)
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан

тележурналисту, артисту, юристу, политическому или общественному деятелю. Сложность в усвоении законов ударения  связана с тем, что оно подвижное. Т.е. при образовании разных грамматических форм  ударение может перемещаться с одного слога на другой. Иногда это не наблюдается. Например, кнИга во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет удар. на основе: кнИги, кнИге, кнИгу, кнИгой, кнИгам, кнИгами, о кнИгах. Но при склонении слова ногА удар. падает и на окончание: ногА, ногИ, ногЕ, нОгу, ногОй, о ногЕ; нОги, ногАм, ногАми, о ногАх.


Грамматически однородные слова не имеют общих законов движения ударения, и это вызывает затруднения.
Во многих односложных именах существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа удар. ставится на окончании: бинт-бинтА; блин-блинА; винт- винтА; жгут - жгутА; зонт - зонтА; ковш - ковшА; крюк - крюкА; шест - шестА. В других существительных ударение остаётся на основе: воз - вОза; долг - дОлга; мир - мИра; род - рОда; стог - стОга; фронт - фрОнта; штаб - штАба. У некоторых существительных, имеющих в родительном падеже единственного числа ударение на основе, при сочетании с числительными 2, 3, 4 ударение переходит на окончание: ряд, рЯда, но 2, 3, 4 рядА; шаг, шАга, но 2, 3, 4 шагА; шар, шАра, но 2, 3, 4 шарА.

Нет единообразия и при изменении двусложных и трехсложных существительных мужского рода. В косвенных падежах часто происходит перенос ударного гласного с основы на окончание: багАж - багажА; валУн - валунА; весельчАк - весельчакА; карандАш - карандашА; миндАль - миндалЯ; секретАрь - секретарЯ; соловЕй - соловьЯ; тирАж - тиражА.

Но во многих словах этот перенос не наблюдается: вопрОс - вопрОса; оскОлок - оскОлка; перехОд - перехОда; прИгород - прИгорода; прицЕл - прицЕла; пролИв - пролИва; раздЕл - раздЕла. Часто вызывает затруднение постановка удар. в винительном падеже единственного числа имён существительных женского рода.

У некоторых существительных, кото
рые имеют удар. на окончании, ударение сохраняется там и в этой форме: веснА - веснУ; избА - избУ; норА - норУ; овцА - овцУ; полыньЯ - полыньЮ; соснА - соснУ; статьЯ - статьЮ.
У другой группы существитель
ных такого типа в винительном падеже удар. переносится на основу: водА - вОду; головА - гОлову; горА - гОру; зимА - зИму; ногА - нОгу; стенА - стЕну; ценА - цЕну.
Некоторые односложные имена существ
ительные мужского и женского рода, когда они в сочетании с предлогами В и НА приобретают обстоятельственное значение, произносятся с ударением на последнем слоге:

бор - о бОре, но: в
борУ;
печь - о пЕчи, но: в печИ, на пе
чИ;
ряд - о рЯде, но: в рядУ;
снег - о снЕге, но: в снегУ, на
снегУ;
степь - о стЕпи, но: в
степИ;
тень - о тЕни, но: в
тенИ;
цепь - о цЕпи, но: в цепИ, на
цепИ.


В родительном падеже множеств
енного числа существительные женского рода произносятся иногда с ударной гласной на основе: гАваней, мЕстностей, Отраслей, пОчестей, прИбылей, прОписей; иногда с ударением на окончании: должностЕй, крепостЕй, новостЕй, повестЕй, скатертЕй, скоростЕй, четвертЕй.

Различаются по знач
ению и произношению формы слова ступЕнь. По нормам орфоэпии, нужно говорить несколько ступЕней лестницы и несколько ступенЕй развития. Многие краткие прилагательные без суффиксов в основе или с суффиксами -Н-, -Л-, -К-, -ОК- обычно имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единственного числа женского рода, где ударение переходит на окончание:

вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы;
врЕден, вреднА, врЕдно, вр
Едны;
гОлоден, голоднА, гОлодно, гОлодны;
гОрек, горькА, гОрько, гО
рьки;
крЕпок, крепкА, крЕпко, крЕпки.


Иногда варианты удар. в кратких формах мн
ожественного числа связаны с различием в значении. Например, велИки - множественное число от прилагательного велИкий в значении "выдающийся, имеющий большую ценность": они велИки своими делами. Форма великИ употребляется в значении "больше, чем нужно": ботинки великИ, комнаты великИ.

ВажнЫ имеет значение "суще
ственны", вАжны - "напыщенны, горды". Семантическая разница есть и между формами вИдны - виднЫ. ВиднЫ - хорошо различимы, вИдны - статны, рослы, представительны. Возникают трудности при постановке ударения в формах прошедшего времени многих глаголов. Одни из них имеют удар. на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переносится на окончание:

гнал, гналА, гнАло, гн
Али;
зАдал, задалА, зАдало, зАдали;
нАчал, началА, нАчало, нА
чали;
Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
прИдал, придалА, прИдало, пр
Идали.

В других - ударная гласная последовательно п
ереходит на окончание:

брАлся, бралАсь, бралОсь, бралИсь;
вёл, велА, велО, велИ;
запрЯг, запряглА, запр
яглО, запряглИ;
нёс, неслА, неслО, неслИ;
плёл, плелА, плелО, плелИ.

В третьих - ударение полностью со
храняется на основе:

водИл, водИла, водИло, водИли;
говорИл, говорИла, говорИло, г
оворИли;
носИл, носИла, носИло, носИли;
писАл, писАла, писАло, п
исАли;
читАл, читАла, читАло, читАли.


Аналогичное явление наблюдается и п
ри образовании кратких форм страдательных причастий прошедшего времени:

взят, взятА, взЯто, взЯты;
нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;
прИнят, принятА, прИнято, прИ
няты.

В этих случаях ударение, по нормам орфоэпии, сохраняется на основе во всех формах, кроме формы женского рода. Однако многочисленны примеры перене
сения удар. на окончание во всех кратких формах (кроме формы мужского рода, где окончание - нулевое):

введён, введенА, введенО, введе
нЫ;
обводнён, обводненА, обводненО, обводненЫ;
сооружён, сооруженА, сооруженО, соору
женЫ.


В иных причастиях ударение сохраняется на основе во всех кратких формах:

гарантИрован, гарантИрована, гарант
Ировано, гарантИрованы;
оборУдован, оборУдована, оборУдовано, оборУдованы;
прочИтан, прочИтана, прочИтано, про
чИтаны.


В последние годы наблюдается тенденция к сдвигу удар. ближе к началу слова в формах женского рода кратких прилагательных и кратких с
традательных причастий прошедшего времени. Существуют колебания в произношении глаголов на -ировать. Большинство глаголов такого типа имеет удар. на первом гласном суффикса. Таковы:

асфальтИровать дебатИроват
ь инвентаризИровать
баллотИровать дирижИровать информИровать
блокИровать дискутИровать конст
атИровать
гарантИровать иллюстрИровать планИровать


Некоторые глаголы имеют ударение на -ир
овать в инфинитиве и на -иру- в личных формах настоящего времени. Например:

бомбардировАть - бомба
рдирУю;
гравировАть - гравирУю;
гримировАть - гримирУю.

К этой группе относятся та
кие глаголы, как: группировАть, лакировАть, маршировАть, маскировАть, нормировАть, пломбировАть, премировАть.

Ударение в страдательных причастиях про
шедшего времени на -ированный обычно подчиняется такому правилу: от глаголов на -Ироватъ образуются причастия на -Ированный; от глаголов на - ировАть - причастия на -ирОванный. Например:

блокИровать - блокИро
ванный;
информИровать - информИрованный;
квалифицИровать - квалифицИ
рованный;


но: гофрировАть - гофр
ирОванный;
гравировАть -гравирОванный;
нормировАть - нормирОванный.

Исключением являются образования: газ
Ировать - газирОванный, дистиллИровать- дистиллирОванный.

Особенности ударения в русском языке (продолжение)


Отдельного разговора требуют безударные слова. Служебные слова и частицы, как правило,  не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них - односложные предлоги и союзы, бывают предударными словами, так называемыми проклитиками. Они примыкают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по путИ. Другие - односложные частицы, являются энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющему на себе удар.: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли они. В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками.

Бывает, предлог принимает удар. на се
бя, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. предлоги НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.
НА - нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, н
А зиму, нА год, нА дом, нА пол. Но такой перенос ударной гласной не всегда происходит. Мы говорим выйти на мОл (но не нА мол), взобраться на хОлм (но не нА холм), указать на двЕрь (но не нА дверь), сесть на мЕль (но не нА мель).

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возм
ожен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случае, когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существительное выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например:

поверить нА слово, но: обратить вн
имание на слОво "преобразование";
спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду;
этот человек нечист нА руку, но: на рУку б
ыла наложена повязка;
взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи;
сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр постави
л на нОс картонный цилиндр;
старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.


Мы скажем взять грех нА душу. Это устой
чивый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА душу населения. Мы говорим свалиться как снег нА голову. Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить: он бросил конфетти нА головы друзей.

Часто ударение в русском языке перено
сится  на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не происходит: уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток. Произнесение нА два-три, нА три-пять - неверное. Предлог остается безударным и в том случае, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе или трОе суток.

Не переносится ударение в русском яз
ыке на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравните: уехать нА два месяца - уехать на двА месяца и десять дней; командировка нА год - командировка на гОд и три месяца; встреча назначена нА три часа - встреча назначена на трИ часа тридцать минут.

Наконец, следует сказать, что иногда содерж
ание текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на предлог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русские темы (а не нА две). Ведущий специально выделил слово две, чтобы обратить на это внимание аудитории.

ЗА - зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА гор
од, зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.

Но и здесь те же ограничения:

спрятать руки зА спину - спря
таться за спИну матери;
схватить зА руки - схватить за рУки и н
Оги;
туда можно добраться зА два часа -
за двА часа сорок минут.


ПО - пО лесу, пО полю, пО полу, пО н
осу, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.

Не переносится удар. на предлог при сочетании
его с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять... сорок и сложными числительными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять рублей, по сОрок копеек.

Ударение не переносится и в описа
нных выше случаях:

по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕс
ть человек;
по двОе-трОе суток, по двА или
трИ дня;
по двОе ши трОе суток, по трОе с по
ловиной суток;
пО два центнера, но по двА и три деся
тых центнера.


ПОД - пОд ноги, пОд руки, пОд гору, п
Од нос, пОд вечер.
ИЗ - Из дому, Из лесу, Из виду, Из н
осу.
БЕЗ - бЕз вести, бЕз году не
деля, бЕз толку.
ОТ- час От часу, год От году, От
роду.

Некоторые двусложные предлоги всегд
а бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО - из-за лЕса, из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.

Слабоударяемые слова - это те слова, которые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называют побочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКОЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фразами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального удар.:

мать стояла сзади детЕй - река ост
алась сзАди;
поезд мчался мимо полЕй - машина про
ехала мИмо;
он помахал вслед автОбусу - люди что
-то кричали вслЕд;
мы придём после чАса - мы придём
к вам пОсле;
около дОма был родник - довольно ходить в
округ да Около.


Побочное ударение (или второсте
пенное) обозначается знаком "гравис", в отличие от основного удар., обозначаемого знаком "акут". Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пробираться сквозь чАщу, сквозь зАросли, сквозь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар. и предлог КРОМЕ: собрались все, кроме негО; ничего не надое собой брать, кроме кнИг; кроме берЁз, здесь были и липы. Слабоударяемыми бывают некоторые глагольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл было взяться за чтение; сидЕли мы, бывало, вечерами вместе и беседовали; Он, стало быть, собрался уехать?

Однако не следует увлекаться побочн
ыми ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов - с второстепенным удар., а слабоударяемых слов - с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, которая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям.

Слова с побочным ударением привлекают к с
ебе особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово имеет всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и побочное удар. Это главным образом:

слова, образованные путем слож
ения двух основ: цельнометаллИческий, черепно- мозговОй, бессрочноотпускнОй;
слова с некоторыми пре
фиксами иноязычного происхождения: антиклерикАльный, ультрареакциОнный, супероблОжка, ремилитаризАция;
сложносокращенные слова: земснарЯд
, райсовЕт, обллИт, энергосбЫт, партконферЕнция.

Если в слове два ударения, то основное ударение бу
дет располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет значение и удалённость основного удар. от начала слова: человеконенавИстник, времяпрепровождЕние, хлопкоочистИтельный.

Широко употребляемые сложные слова, если они не
велики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, чернозЁм, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй. Без побочного удар. произносятся и такие распространённые слова, как землетрясЕние, сельскохозЯйственный и другие.

Побочные ударения чаще появляются в к
нижных по стилистической окраске словах: (клятвопреступлЕние, книгохранИлище) и в специальных словах: (электронновАкуумный, гальваноакУстика, радиорепортАж, киносценАрий, фотокорреспондЕнт, шахтоподъЁмник).

Бывает, при образовании сложного сл
ова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на который падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим:

боЕц - но молотобОец, сва
ебОец;
волновОй - но коротковолнОвый, д
линноволнОвый;
заводскОй - но электрозав
Одский;
леснОй - но малолЕ
сный;
привознОй - но дальнеприв
Озный;
проводнОй - по электропровОдный;
продавЕц - но книгопродАвец;
сплавнОй - но лесосплАвный;
творЕц - но стихо
твОрец;
ушнОй - но околоУшный;
цветнОй - но одноцвЕтный.


Сложные прилагательные и сложные пор
ядковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60... 100, нередко произносятся с двумя ударениями (побочное - на числительном): одиннадцатиметрОвый, пятнадцатилитрОвый, семидесятикилометрОвый, девяностолЕтний, стотЫсячный.

С двумя побочными удар. на пер
вой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четырёхсотрублЁвый, электромашиностроЕние, автомотогОнщик.
Всегда имеют побочное удар. сложные сло
ва, пишущиеся через дефис: контр-адмирАл, кают-компАния, плащ-палАтка, яхт-клУб.

Побочное ударение  может падать на некоторые при
ставки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-. Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Например, с побочным удар. произносятся слова послеубОрочный, послеоперациОнный, послеродовОй. Но оно отсутствует у слов послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие. А в словах с приставками МЕЖ- к СВЕРХ- побочное удар. ставится всегда: межнационАльный, межотраслевОй, межпланЕтный; сверхглубИнный, сверхмобИльный сверхскоростнОй.

Побочное ударение необходимо, чтобы прав
ильно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово хозмАг без второстепенного удар., то оно будет звучать так: хазмАк. Слушатель может не догадаться о значении такого слова. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную стилистическую роль. Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельствует о просторечном стиле, например: общежИтие, восемьсОт, девятьсОт. Кроме недопустимой просторечной окраски, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для восприятия.

Изобразительно-выразительные возможности ударения широко испо
льзуются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персонажу яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, национальная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступление от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и действ
енности звучащего слова.

Ударение в фамилиях

В польском языке ударение ставится на предпоследний слог: КрАков,  ЩЕцин,  ВенЯвский,  ЦибУльский,  "ТрибУна лЮду",  "ЖОлнеж  вольнОсти". В турецком, татарском языках, в некоторых кавказских языках (Дагестана, Кабарды), ударная гласная находится в конце слова:  АнкарА,  НазЫм ХикмЕт,  "ГюнайдЫн" (Турция),  БугульмА,  МуcА ДжалИль, МахачкалА,  "АслИ и КерЕм", "ГюльсарА".



Орфоэпические нормы

На месте еа и ео в предударных слогах, по нормам орфоэпии, произносится [ьа]: еа: неандерталец- [н'ьа]ндерталец, неаккуратно- [н'ьа]ккуратно, неаппетитный- [н'ьа]ппетитный, реабилитировать- [р'ьа]билитировать, реагировать- [р'ьи]гировать, Беатриче - [б'ьа]триче; ео: география - [г'ьа]графия, леопард- [л'ьа]пард, Леонардо - [л'ьа]нардо, неологизм - [н'ьа]логизм, Неонила - [н'ьа]нила, реостат - [р'ьа]стат...


Качество согласных

На месте  буквы щ  произносится долгий мягкий звук [ш]: щука- [ш':]ука, щель- [ш':]ель, роща - ро[ш':] а, Щедрин - [ш':]едрину,  Щусев - [ш':]усев, Пущин - пу[ш':]ин. Бывает также произношение на месте согласной буквы щ мягкого звука [ш] с очень слабым элементом [ч]: [ш'ч]ука, [ш'ч]ель, ро[ш'ч]а, [шч]едрйн, [ш'ч]усев, пу[ш'ч]ин. По правилам орфоэпии нормативен первый вариант!




Список использованной литературы:
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 6-е изд., М., Рус.яз., 1985.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рус.яз., 1999.
Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001
Орфоэпический словарь русского языка : Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р. И. Аванесова. - 2-е изд. - М.: Рус.яз., 1985
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд. 1998.

Все права защищены. Вся информация, размещенная на сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему распространению в какой-либо форме, иначе как с разрешения ДИКТОРЫ.com
©   ДИКТОРЫ.com
       2011 - 2024
Санкт-Петербург        
ул. Сикейроса, 12
Назад к содержимому