Секреты мастерства
В статье открываются некоторые секреты мастерства теле-, радиоведущего.
Профессия ведущего держится на трех китах: Техника речи (дыхание, голос, дикция, артикуляция); Орфоэпия (произношение, ударение); Интонация (логика, подача, выразительность).
М-ммм
Если хотите, чтобы у вас был голос – мычите. Всегда и везде. Это можно делать и в метро, и в троллейбусе. Как правильно мычать описано тут.
Также, тренируйте голос громкой речью. Конечно, это не везде удобно, в крайнем случае возьмите подушку, приложите ее ко рту и громко декламируйте поэзию.
Дикция
Лучшая и быстрая разминка речевого аппарата – это скороговорки и труднопроизносимые слова. Тут главное не переусердствовать.
«…не РембрАнт, а РЕмбрант»
Это то, чему в школе не учат, а ведущему знать надо. Правильно произносить чуСТвовать, а не чуВСтвовать, Бох, а не Бок, ага (мягко) а не аГа (твердо). Подробнее читайте тут.
Где вы ставите ударение в словах:
кулинария, микроволновый, жалюзи, уставн_й, развит_й ребенок, обеспечение, валов_й, в сети, бронированная дверь.
А теперь правильные ударения:
кулинАрия, микровОлновый, жалюзИ, устАвный, развитОй ребенок, обеспЕчение, валовОй, в сЕти, бронирОванная дверь
Где бы вы ни были, носите с собой словарь ударений.
Дикторы ЦТ: А. Шилова, И. Кириллов, В. Леонтьева.
Интонация
Главный секрет русской интонации: Если текст вы видите впервые, подготовить не успели, а читать надо, используйте простой прием. Ведите интонационную мелодию до конца такта или предложения. И делайте ударение на последнем слове такта или предложения.
Подача
Чем тише голос, тем он выразительней и красивей. Нужно попросить звукооператоров, чтобы они подняли чувствительность микрофонов. Тогда можно говорить очень тихо и выразительно.
Читая текст, нужно думать о содержании, о том, ЧТО хотел сказать автор статьи. Тогда интонация будет правильной и естественной. Частая ошибка начинающих дикторов – это когда все внимание при чтении направлено на дикцию и орфоэпию.
Если при чтении текста в прямом эфире вы случайно «споткнулись» на каком-то слове, ни в коем случае не возвращайтесь к нему и не перечитывайте. Читайте дальше так, как будто ничего не произошло. В этом случае слушатели не обратят на это внимания и никто не будет знать о вашей оплошности. Если же вы начнете перечитывать – тогда это услышат все.
Вместо резюме
Не подражайте! Ищите свои интонации, свое лицо, свое неповторимое звучание. Чтобы слушатель мгновенно отличал вас из тысячи голосов.