Упражнения для постановки голоса. Резонаторы. - ДИКТОРЫ.com

Профессиональное озвучивание текста
Перейти к контенту


Техника речи. Постановка голоса (резонаторы)

Из статьи вы узнаете - как поставить голос самостоятельно. Даны различные упражнения для развития голоса.  



Кроме правильного дыхания, диктору требуется мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которое необходимо развить. Существует два типа резонаторов: верхний (головной), нижний (грудной). Головной резонатор - это полости, которые расположены выше нёбного свода, в лицевой части головы. Грудной резонатор - это трахея и крупные бронхи. Резонаторные ощущения в груди и в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок так, что тембр голоса диктора, будет содержать обертоны, которые будут вызывать резонанс в головном и грудном резонаторах. Звонкость, полётность, яркость, качество голоса диктора достижима только тогда, когда правильно сформирован исходный тембр, на который отвечает головной резонатор. Для этого диктору необходимо выполнять упражнения для постановки голоса, которые помогали бы свободному рождению звука голоса с ощущением резонанса этого звука в лицевой части головы.
Итак, диктору требуется научиться расслаблять мышцы, а начинать надо с общего, а именно - научиться расслаблять всё тело. Для этого лягте и поочерёдно расслабьте все мышцы. Вначале снимите напряжение с мышц ног. Потом проследите за руками. Далее расслабьте мышцы шеи и челюстей. И в завершении проконтролируйте мышцы живота и спины. В таком положении полежите  несколько минут. Затем встаньте, сохраняя тело свободным. Проследите, чтоб ни одна группа мышц не была в напряжении. Чтоб голос свободно рождался и "пел", нужно выработать чувство свободы мышц фонационных путей. Для этого есть упражнение "стон".
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан


Упражнение "стон"

Чтобы выполнить это упражнение сядьте на стул, сохраняя положение тела "на колок", не откидывайтесь, держите спину привычно в прямом положении. Это поможет работе дыхательного аппарата. Представьте, что у вас болит голова или горло. И начинайте негромко стонать, чтоб "успокоить боль". Но, не кряхтите. Т.к. при кряхтении голос получается глухой, звук короткий, связки напряжены. Всё свободно: мышцы шеи, лица, рук, ног. Плечи опущены. Шея так свободна, что голова  наклонилась в сторону или вниз.


Теперь начинайте двигать головой влево, вниз,  вправо… Двигайте медленно, проверяйте свободу мышц. Продолжайте стонать. Голос не зажимайте. Свободный стон, на "средней ноте" вашего голоса. Рот при этом - закрыт,  губы сомкнуты не плотно, а соединены слегка. Как при произнесении "м". После того, как добьётесь точности выполнения  упражнения, ощутите свободное звукотечение. Стон - это звук, беспрепятственно выходящий из гортани. Продолжая стонать, сохраняя положение тела, медленно, без напряжения слегка опускаете  нижнюю челюсть: "Мма…" - и тут же закрываете рот:


мма-м
ма-мма…


"А" произносится мягко, мышцы губ и нижней челюсти  свободные. Ровный выдох, который не ослабевает в момент открытия рта. Это упражнение проделайте несколько раз. Самое главное - это мышечная свобода. Работать должен только дыхательный аппарат. А теперь, продолжая стонать, слитно, как одно слово, произнесите голосом фразу "Мам, мёду нам". Открывая рот, сейчас же мягко возвращайте его в исходное положение на стон. Т.к. фраза произносится на стоне, то согласные  звуки "м", "н" удваиваются:


мамм-мёдунн-намм…


Далее упражнение "стон" сопровождайте тренировкой в произнесении сонорных согласных, т.к. они придают голосу звонкость, усиливая резонаторную функцию носовой полости. На стоне тренируйте различные сочетания сонорных согласных с гласными:


Мм-мУ-м
м-мО-мм-мА-мм-мЭ-мм-мИ-мм-мЫ-мм…

Мм-нУ-мм-мнО-мм-мнА-мм
-мнЭ-мм-мнИ-мм-мнЫ-мм…

Мм-нУли-мм-мнОли-мм-м
нАли-мм-мнЭли-мм-мнИли-мм-мнЫли-мм…

РлУрм-мм-РлОрм-мм-РлАрм-м
м-РлЭрм-мм-РлИрм-мм-РлЫрм-мм…


Сонорные - это согласные, наиболее звучные - м, н, л, р. Стоните монотонно, слитно, негромко. Не тревожьте горло. Рот при звучании гласных свободно открывается, но не широко. Внимание направлено на сонорные согласные "н", "м", ", "л". Далее, достигнув свободы звучания, постепенно переходите к повышению, а потом и к понижению голоса на каждой строчке. Но не более как на два-три тона от средней ноты. Сохраняйте свободу фонационных путей. В упражнение на сонорные согласные постепенно вводим элементы речевого способа произношения с опорой. Вначале произнесите слитно на стоне, полунапевно: м


мам
маммаммамм…


Потом три раза сли
тно на стоне, а четвёртый  разговорно - зовём маму:

Ммаммаммам-мАм!


В речевом аппарате ничего не меняется. Так же свободно, мягко в области глотки. Только диафрагма на "мам" вздрогнула - опёрла звук. Следует добиваться, чтоб характер звучания  голоса изменял и характер дыхания. Чтоб  была верная опора голоса, зависимость дыхания от звучания. На стоне произнесите знакомую фразу:


Ммаммёдуннамм


И здесь же - каждое
слово отрывисто:

мАм!  мЁду! нАм!


Проследите, чтоб при речевом произнесении не было чрезмерной активности, чтоб сохранялась свобода и лёгкость, как и при стоне. Тренируйте знакомые сочетания:


ммУ!  ммО!  ммА!  ммЭ!  ммИ!  ммЫ!

мнУли!  мнОли!  мнАл
и!  мнЭли!  мнИли!  мнЫли!

РлУрм!  Рл
Орм!  РлАрм!  РлЭрм!  РлИрм!  РлЫрм!

Упражнения "произнесение гласных"

После того как вы проделали упражнения на сочетания сонорных согласных с гласными, переходим  к работе по достижению свободы фонационных путей и во время произношения каждого гласного отдельно от согласных. Тут важно учесть, что именно гласные, которые создают мелодию голоса, являются основой звучности, столь необходимой диктору. Вначале разберём сущность атаки звука - начала звучания голоса диктора. Атака звука - это момент, когда голосовые связки устанавливаются на определённую ноту звучания при их смыкании в соответствии с силой воздушной струи. Различают твёрдую, придыхательную и мягкую атаку звука.


Твёрдая атака - это к
огда голосовые связки до начала выдоха плотно смыкаются и только под сильным давлением воздушной струи размыкаются. Это как  прорыв воздуха через плотно сомкнутые губы. При этом часто происходит пересмыкание связок, т.е. когда связки находят одна на одну. При очень твёрдом их смыкании и резком толчке воздушной струи голос будет звучать звучит жёстко, резко, и потеряет интонационную подвижность.

Придыхательная атака - это когда
часть воздуха, которая не принимает участия в голосообразовании, выходит до момента смыкания связок и далее присоединяется к голосу как призвук сипоты.

Диктор должен с
тремиться к мягкой атаки, которая наиболее характерна для естественного формирования голоса. При этом смыкание связок совпадает с началом выдоха, и связки сближаются так, что обеспечивается свободное колебание. При мягкой атаке голос будет наилучшего тембра. Он будет рождаться плавно, без толчка и придыхания. Нужно научиться распознавать и ощущать, какой атакой рождён голос. И до тех пор, пока атака звука не освоена, пока вы не чувствуете мышечно мягкого начала звука и не ощущаете отражения атаки в голосе, нельзя идти дальше в воспитании голоса. Достичь мягкой атаки, помогает известное нам упражнение "стон" с его вариантами.


Юрий Левитан в студии (31)
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан

Упражнение "колыбельная"

Представьте, что вы укачиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м-м-м-м-м...


Эту мелодию напевайте на всех
гласных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а-а-а-а-а...
о-о-
о-о-о-о-о...
у-у
-у-у-у-у-у...
э-э-э-
э-э-э-э-э...


Запомните сост
ояние мышечной свободы в области глотки и ощущение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта помогает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэтому нужно добиваться свободы мышц нижней челюсти, и избегать положения, когда некоторые дикторы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдавленным, не летящим.

Следует заметить, что нет е
диного для всех  раствора рта. Всё зависит от речевого аппарата и характера голоса каждого диктора. Степень открывания рта  определяется наиболее качественным звучанием и наиболее чётким и ясным произнесением звуков. Чтобы выработать умение расслаблять нижнюю челюсть и снимать скованность речевого аппарата необходимо выполнять упражнения, где используются тексты с частым повто
рением звука "а". Вот два из них:



Упражнение "хочу молока"

Представьте, что вы "больны". На стоне обращайтесь к маме:

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!


Рот раскрываете хорошо, но не очень. В
сё естественно. Челюсть опускается мягко и  вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на протяжном голосе. Поищите лёгкое звучание на различных высотах:

Ахбольнойяайайаймолокамнемамадай


Голос не заниж
айте, не садитесь на горло. Также, не завышайте его, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пока развивайте центр своего голоса, три-чет
ыре тона.



Упражнение "диктовка"

Неторопливо, чётко  диктуйте:

На атом, на атом, на атом
В атаку идёт атак
ующий класс.
Он ато
м, он атом, он атом
Заставил раб
отать на нас.


Первый раз - по
словам, чтоб "успели записать". Несите точный интонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже диктуйте по фразам, которую произносите без пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за свободой нижней челюсти. Спокойный посыл звука при диктовке  снимает зажатость в глотке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, имеющие низкие голоса. Не посылайте голос далеко вперёд. Это вызовет напряжение голосового аппарата. Наоборот, вырабатывайте ощущение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это достигается? Поставьте задачу привлечь к себе внимание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "Внимание, начинаю!" И голос зазвучит зазывно, спокойно, речь будет приковывать внимание слушателей. Ощущением свободы гортани обеспечивается правильное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется при помощи упражнений на про
изнесение звука "у", а также "а" и "о".



Упражнение "эхо"

Трижды произнесите: "Ау-у". Первый раз - зовите. Второй раз - "ау" звучит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Последите, что в это время происходит с мышцами губ и щёк, как звучит голос. При звучании голоса на эхо щёки и губы будут расслаблены, звук резонирует где-то  в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уголки губ и щёки становятся напряжёнными, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упражнение, следите за напряжением и расслаблением мышц губ и щёк.

Различные упраж
нения со звуком "у" помогут убрать пестроту звучания гласных, когда  "а" вылетает из живота, "е" - из голосовой щели, "и" - протискивается из сдавленного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в такие места из которых их не как не вытащишь.



Упражнение "гудок"


"Постановке голоса" поможет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:

уууууу…


А теперь, слив в одну линию все
шесть гласных, гудите:

уууОуууАуууЭуууИуууЫууу…


При этом старайтесь дер
жать губы в положении  "у". Это помогает добиться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву
чания и при активном произнесении отдельных слогов. Чтоб не был пестроты:

                   Уо!  Уа!  Уэ!  Уи!  Уы!..


Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" будто бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить звучание поможет гласный "о". Т.к. при произнесении этого звука губы имеют овальную форму и задерживают звук в губах. Для тренировки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" прочтите:


Не
по тропе,
а около к
атилось "о"
и о
хало.
"О" -
охало,
"о" - о
кало,
не по тр
оп
е, а около!


Металлические звуки


Есть одна особенность у гласных. Их можно пропеть. Иначе говоря, они имеют высоту, силу и продолжительность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести тише или громче, ниже или выше, длиннее или короче. Согласные делятся на "шумные", те, которые состоят или из одного шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в которых голос преобладает над шумом. К сонорным относят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и высоту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой звучания обладают и звонкие шумные согласные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металлическими".  

Глухие согласные С, Ш, Щ, Х,
Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины звучания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г имеют высоту. Эта группа согласных в упражнениях "на металл", с которыми мы сейчас познакомимся, использована быть не может, так как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не могут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упражнениям "на металл", необходимо вспомнить о звуковых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человеческому голосу "металлическое" звучание, которое напоминает колокол.


Первое упраж
нение начнем со звука А. Произнесем его сначала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, опять приведем к тихому и соединим А со звуком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, потом - расширение, снова тихое звучание и слияние У со звуком О. Графически это выглядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения исполь
зуются такие пары звуков:


Упражнение 1

АУ, ОУ, ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О
Ы, УЫ   - >>> -   ЭЫ, ЫЫ
АИ,
ОИ, УИ  - >>> -    ЭИ, ЫИ
АО,
УО, ЭО   - >>> -     ЫО, ИО
АЭ, О
Э, УЭ   - >>> -      ЫЭ, ИЭ


Делая это упражнение, необходимо добиться непрерывности звучания. Поэтому дыхание в середине строчки берется очень быстро. Через некоторое время всю строчку следует проработать на едином дыхании. Упражнение делается на одной, удобной для голоса высоте.


Упражнение 2

АМ, ОМ, УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН,
ОН, УН  - >>> -  ЭН, ЫН, ИН
АЛ,
ОЛ, УЛ  - >>> -  ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР,
ОР, УР  - >>> -  ЭР, ЫР, ИР
АВ, О
В, УВ    - >>> -  ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ,
ОЗ, УЗ  - >>> -  ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ,
ОЖ, УЖ  - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ


В таком же порядке это упражнение прорабатывается с мягкими гласными и мягкими металлическими согласными.

 
Упражнение 3

ЯМЬ, ЕМЬ, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё
НЬ, ЮНЬ  - >>> -   ЕНЬ, ИНЬ   
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю
ЛЬ  - >>> -  ЕЛЬ, ИЛЬ
и так далее.


После того, как эти упражне
ния помогут выработать мягкую подачу звука и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно перейти к новым упражнениям. Теперь первое упражнение на металлическое звучание делаем не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в верхний и наоборот, по примеру того, как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение делаем по следующей схеме:


Первая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - д
ыхание Ыу Иу
Вторая ст
рочка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - д
ыхание  - Эы Иы
Третья строчка -
опять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дых
ание Эи Ыи и так далее


Переходы из нижнего резонатора в верхний и обратно чередуйте и в двух других упражнениях на металлическое звучание голоса. Если при перебрасывании отдельных звуков самым важным было попадание в резонаторы, то сейчас не забывайте и о мягкой подаче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.

Следу
ющее упражнение назовем "упражнением на металлические ударения". Начнем с наиболее закрытого звука У. Возьмём дыхание и, постепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от громкого постепенно снова к тихому. Так на одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и металлический согласный звук:


У, Ы, И, О, Э, А,
М, Н, Л, Р, В, З, Ж


Отработав упражнение и постоянно повторяя его, перейдем к упражнению на длину металлического звука. На полном дыхании берем У, начиная с тихого звучания и все время усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быть мягкий, плавный, ровный, без колебаний и толчков, на одной высоте. Аналогично поступим со всеми остальными металлическими гласными и согласными. Когда они правильно зазвучат, можно упражняться в двух резонаторах: грудном и головном.

Освоив ме
таллическое ударение и длину металлического звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, коротким и округленным. Работа ведется по тому же принципу, как и в других упражнениях на металл, на удобной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служит упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, которые вначале повышаются, а затем понижаются на октаву. Поначалу упражнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Далее темп ускоряется и при быстром исполнении дыхания уже должно хватать на целую октаву.

Далее к металлическим гла
сным можно присоединить дикционные комбинации, начиная с легких и переходя к более трудным. Например: пра-пря, про-прё, пру-прю и так далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так далее. После длительных занятий это упражнение должно звучать мягко, легко и плавно. Последним упражнением может быть слияние гласных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:


МАНУЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ


Сначала всю строчку проделать пиано, затем форте, потом согласные форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.

В продолжении темы постановки голоса читайте о том,  как расширить диапазон голоса и советы по голосовой гигиене диктора. Обязательно посмотрите статью –  как улучшить дикцию, где даны различные упражнения. Также, для улучшения дикции есть 164 скороговорки для диктора с проставленными ударениями. Кроме согласных, обязательно посмотрите артикуляция гласных и самые трудные слова. А также народный фольклор - пословицы и поговорки для тренировки согласных и гласных звуков.

Курс техники речи

Упражнения по технике речи помогут диктору в постановке речевого дыхания, голоса, в овладении резонаторами, расширении диапазона голоса, в укреплении силы голоса и его выносливости, в обогащении интонации, в произношении гласных и согласных звуков, в отработке темпа речи...



Сложные для произношения слова

Труднопроизносимые, сложные слова для дикторов - предмет особый. Появление их в тексте, особенно в прямом телеэфире, вызывает дополнительное напряжение, неуверенность. И в конечном счёте может привести к "спотыканию", ритмической "сбивке", а иногда и к заиканию...



Исправление дефектов речи

Для исправления неправильно произносимого звука прежде всего необходимо усвоить правильную установку частей артик. аппарата, и не только усвоить, но и перестроиться, овладеть ею, органически к ней привыкнуть. Этот процесс трудный. Человек уже в течении своей жизни привык к неправильному оформлению звука, и отвыкнуть от него не так просто...


Самые сложные скороговорки

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.



Использованная литература:
Василенко Ю.С., сост. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. - М., 1973.
Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи.  Москва - 1966
Моисеев Ч.Г. Дыхание и голос драматического актера. ч.I. - М., 1974.
Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., "Знание", 1973.
Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., "Искусство", 1968.
Сарычева Е. Сценическая речь. - М., "Искусство", 1955.

Все права защищены. Вся информация, размещенная на сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему распространению в какой-либо форме, иначе как с разрешения ДИКТОРЫ.com
©   ДИКТОРЫ.com
       2011 - 2024
Санкт-Петербург        
ул. Сикейроса, 12
Назад к содержимому