Орфоэпия. Произношение гласных звуков - ДИКТОРЫ.com

Профессиональное озвучивание текста
Перейти к контенту

Орфоэпия. Произношение гласных звуков


Орфоэпические нормы русского языка. Литературное произношение. Ударные гласные звуки.


Орфоэпия (греч.) – правопроизношение; в словаре Ожегова - правила литературного произношения, в учебном пособии для театральных учебных заведений Леонарди, орфоэпия – правила образцового произношения. Как нучиться говорить красиво? Всё очень просто! Нужно знать орфоэпические нормы русского языка. И не только знать, но и довести до автоматизма правильные произношения.

Речевой аппарат должен быть настолько отточен, чтоб диктор уже не задумываясь над нормами - говорил правильно!  

Произношение звука - А

Ударный [а] произносится на м
есте а и я: август - [а]вгуст, автор - [а]втор, адрес - [а]дрес, гладкий - г[ла]дкий, читать-чи[та]ть, часто - [ча]сто, Адрия - [а]дрия, Гавана-га[ва]на, Аза - [а]за, Лацис - [ла]цис; ясность - [йа]сность, яркий - [йа]ркий, вянуть - [в'а]нуть, поля - по[л'а], друзья - дру[з'йа], Кяхта - [к'а]хта, Няндома - [н'а]ндома, Золя - зо[л'а].

Произношение звука - О

Ударный [о] произносит
ся на месте о и ё: облик - [о]блик, обжиг- [о]бжиг, новый - [но]вый, строить - ст[ро]ить, Обручев - [о]бручев, Чайковский - чай[ко]вский, Дриго - Дри[го]; ёлка - [йо]лка, ёмкий - [йо]мкий, полёт - по[л'о]т, начнём -- нач[н'о]м, Ёдарма- [йо]дарма, Гётеборг- [г'о]теборг.

Нужно обратить внима
ние на произношение слов, где ударный гласный [о] иногда подменяют [э]. Например, слова белёсый, блёклый, жёлчный, манёвры, наёмник, осётр, смётка, тенёта произносят как белесый, блеклый, желчный, маневры, наемник и т. д. Это не литературное произношение.

Звук - Э

Произношение [э] сог
ласно нормам русской орфоэпии возникает на месте гласных э и е: эра - [э]ра, этика- [э]тика, пэр - п[э]р, мэр - м[э, поэтому - по[э]тому, Эгмонт - [э]гмонт, Лаэрт - ла[э]рт; ельник - [йэ] льник, егерь - [йэ]герь, весть- [в'эть, съесть - с[йэ]сть, женщина - [жэ]нщина, шерсть - [шэ]рсть, цех - [цэх], Ельня- [йэ]льня, Бергамо - [б'э]ргамо, Петефи - [п'э]тефи.

Иногда вместо ударного [э] зву
чит гласный [о]. Например слова: атлет, афера, блеф, бытие, всплескивать, гололедица, гренадер, дебелый, жuтuе, иноплеменный, леска, местоименный, недоуменный, опека, оседлый, саженный, современный и другие неправильно произносят как атл
ёт, афёра, блёф, бытиё, всплёскивать и т. д.

Диктор Центрального Телевидения СССР Валентина Леонтьева. Орфоэпия русского языка
Диктор Центрального Телевидения СССР Валентина Леонтьева

Звук - И

Ударный звук [и] произнос
ится на месте и в начале слова после паузы, и в середине слова после мягких согласных: иволга - [и]волга, истина- [и]стина, Иматра- [и]матра, линия-'и]ния, пески - пес[к'и], старинный - ста[р'и]нный, Вильнюс - [в'и]льнюс, Лима - [л'и]ма, Сириус- [с'и]риус.

В начале мес
тоимений  их, им, ими, по нормам орфоэпии, произносится гласный [и], а не сочетание [йи]: [йих], [йим], [йим'и] - как это было принято в старомосковском произношении.

После согласных [ш], [ж], [
ц] на месте гласной и произносится [ы]: шина - [шы] на, ширь - [шы]рь, шить- [шы]ть, Шипка - [шы]пка, Шиллер - [шы]ллер, Граши - гра[шы]; жить - [жы]ть, жидкий - [жы]дкий, ножи - но[жы], Жиздра - [жи]здра, Житковичи - [жы]тковичи, Жижка - [жы]жка; цинк - [цы]нк, цифра - [цы]фра, Цильма- [цы]льма, Цирулис- [цы]рулис.

На месте гласной и в нач
але слова произносится [ы], если между ним и предшествующим словом, который оканчивается на твёрдый согласный, нет никакой паузы: с известью - [с-ы]звестью, над изгородью - на[д-ы]згородью, в Инсбруке - [в-ы]нсбруке, над Ильмень-озером - на[д-ы] льмень-озером, к Ирвингу - [к-ы]рвингу.

В случаях, когда между с
ловами есть хоть небольшая пауза, на месте гласной и произносится [и]: с идефикс - с [и]дефикс, к идиосинкразии - к[и]диосинкразии, в Икше - в [ише, над Иматрой - над [и]матрой, с Ибсеном - с [и]бсеном. На телевидении и радио такая пауза иногда используется дикторами перед произношением имён нарицательных, которые употребляются не часто. Также, паузу используют перед именами собственными, чаще всего иноязычными, чтобы точно передать звуковой облик.

Звук - Ы

[ы] звучит на месте ы: вы
играть-в[ы]играть, мыс - м[ы]с, скворцы - скворц[ы], напыщенный - нап[ы]щенный, Ылыч - [ы]лыч, Быстрица - б[ы]стрица, Вычегда - в[ы]чегда, Надым - над[ы]м, Сызрань - с[ы]зрань,  Исаклы - исакл[ы].

Звук - У

Гласный [у] под ударе
нием произносится на месте у и ю: улица - [у]лица, утро - [у]тро, лагуна - лаг[у]на, научный - на[у]чный, получим - пол[у]чим, Углич - [у]глич, Калуга - кал[у]га, Науру - на[у]ру; юнга - [йу]нга, юрта - [йу]рта, дюна - [д'у]на, люди - [л'у]ди, поют - по[йу]т, Юдино - [йу]дино, Дю
рер - [д'у]рер, Лютер - [л'у]тер.

Диктор Виктор Балашов (36)
Диктор Центрального Телевидения Виктор Балашов

Орфоэпия. Произношение сочетаний предударных гласных


На месте сочетаний аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносится  [аа]:
аа: за адвоката - [за-а]двоката, на алебастре - [на-а]лебастре, Чаадаев - [чаа]даев, Заалайский хребет- [заа]лайский хребет, Саарбрюккен - [саа]рбрюккен, Шаартуз- [шаа]ртуз, за Андреем - [за-а]ндреем, на Алтае - [на-а]лтае.

ао: баобаб - [баа]баб, гаолян- [гаа]лян, заодно - [заа]дно, наобещать- [наа]бещать, на океане - [на-а]кеане, Заозерный - [заа]зёрный, на Окинаве- [на-а]кинаве, за Онегой- [за]негой.
В некоторых редких именах собственных сохраняется буквенное произношение такого сочетания гласных: остров Аогасима - [ао]гасима, город Аомынь - [ао]мынь, город Баотоу - [бао]тоу, река Таохэ - [тао]хэ;
оа: коагулятор- [каа]гулятор, по академии - [па-а]кадемии, до арбитража - [да-а]рбитража, про Азов - [пра-а]зов, про Антарктиду - [пра-а]нтарктиду, по Алатау- [па-а]латау.
В редких именах собственных сохраняется произнош. сочетания гласных [оа]: город Оахака- [оа]хака, город Моаскар - [моа]скар;
оо: вообразить - [ваа]бразить, пообедать - [паа]бедать, соотнести - [саа]тнести, про односельчан - [пра-а]дносельчан, по Океании - [па-а]кеании, про Олёкму - [пра-а]лёкму, про Остраву - [пра-а]страву.
Исключением бывает случай, когда перед словом, начинающимся с гласной а или о, стоят союзы то, но: "я её окликнул, но она не слыхала"; "если вы не хотите, то она не пойдёт туда". В союзах произносится звук [о].
В малоупотребительных именах собственных возможно произнош. на месте оо гласных [оо], например, в названии Моонзундские острова - [моо]нзундские острова, остров Моореа - остров [моо]реа.

На месте еа и ео в предударных слогах, по нормам орфоэпии, произносится [ьа]:

еа: неандерталец - [н'
ьа]ндерталец, неаккуратно - [н'ьа]ккуратно, неаппетитный - [н'ьа]ппетитный, реабилитировать - [р'ьа]билитировать, реагировать - [р'ьи]гировать, Беатриче - [б'ьа]триче;
ео: география - [г'ьа]графия, леопард- [л'ьа]пард, Леонардо - [л'ьа]нардо, неологизм - [н'ьа]логизм, Неонила - [н'ьа]нила, реостат - [р'ьа]стат, Реомюр - [р'ьа]мюр, теодолит - [т'ьа]долит, Феодосия - [ф'ьа]досия.

На месте еи в предудар
ных слогах произносится сочетание [ьи], очень близкое к сочетанию [ии]: неизвестно - [н'ьи]звестно, неизгладимый - [н'ьигладимый, неинтересный - [н'ьи]нтересный, неиссякаемый- [н'ьи]ссякаемый.

На месте гласных ее в предуда
рных слогах произносится [ьйь], также близкое к [ии]: неединодушно- [н'ьйь] динодушно, неестественно - [н'ьйь] стёственно.

На месте сочетаний гласных аи и ои в пред
ударных слогах произносится [ъи]:

аи: гаитянин - [гъи]тянин, каинит - [къ
и]нит, наибольший - [нъи]больший, Заилийский Алатау - [зъи]лийский алатау;
ои: во избежание - [въ-и]збежание, доиграть - [дъи]грать, поименно - [пъи]менно.
В иностранных именах собственных возможно произнош. сочетаний без редукции первого гласного: Каинда- [каи]нда, Таиланд - [таи]ланд, Паизиелло - [паи]зиелло, Коирала - [кои]рала.

На месте гласных ау и оу в предуда
рных слогах произносится [ъу]:

ау: гауптвахта - [гъу]птвахта, к
аучуконос - [къу]чуконос, Заунгузское плато - [зъу]нгузское плато, на Уэлене - [нъ-у]элене;
оу: соученик - [съу]ченик, поудить - [пъу]дить, поутру - [пъу]тру, Коунрадский район - [къу]нрадский район, по Уганде - [пъ-у]ганде, про Уленшпигеля - [пръ-у]леншпигеля.

Произношение звуков ау и оу встр
ечается в малоизвестных заимствованных именах собственных: Баунагар - [бау]нагар, Ваупес- [вау]пес, Гауришанкар - [гау]ришанкар, Даубихе - [дау]бихе, Доулет-Яр - [доу]лет-яр, Лоуривал - [лоу]ривал, "Роушанфекр" - [роу]шанфекр, "Тоуфик" - [тоу]фик.

На месте уа и уо в предудар
ных слогах, по правилам русской орфоэпии, произносится [уа]:
уа: вуалировать - [вуа]лировать, дуализм - [дуа]лизм, куафер - [ку
а]фер, пуансон - [пуа]нсон, уанстеп - [уа]нстеп, у артистов - [у-а]ртистов, Буало - [буа]ло, Вуадиль - [вуа]диль, Гуантанамо - [гуа]нтанамо, Пуатье - [пуа]тъе, Туапсе - [туа]псе,  Хуанхэ - [хуа]нхэ.

уо: дуоденальный - [дуа]денальный, у огня - [у-
а]гня, у обелиска - [у-а]белиска, Муостах - [муа]стах, у Овидия - [у-а]видия. Иногда на месте уо возможно произношение [уо]: луораветланы - [луо]раветланы, "Куотидиано" - [куо]тидиано.

Также читайте - нормы произношения безударных гласных а, о, е, я, э, и. Редукция гласных звуков, особенности.
После гласных переходим к нормам произношения согласных звуков. И в продолжении темы - правила произношения сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными.
А если понадобится определить правильное ударение в слове, почитайте статью «Особенности ударения в русском языке».


Орфоэпия. Согласные

В современном литературном языке произношение согласного звука [г]  - взрывное, мгновенное, образующееся так же, как звук [к], но с голосом: богатырь, град, гость, Гавана, Гарибальди, Гюго. Встречающееся в речи произношение [г] как звука длительного, фрикативного (обозначается знаком h) противоречит орфоэпии.



Словесное ударение

Существует огромное количество колебаний, которые возникают под влиянием местных говоров, просторечия,  под влиянием родного языка, если говорящий нерусский. Область ударения в большей степени, чем другие области речи, привлекает к себе внимание. Выработка навыков правильной постановки словесного ударения обязательна для каждого диктора.



Ударение в именах собственных

Ударение в фамилиях, географических названиях, названиях органов печати, музыкальных произведений, т.е. в именах собственных, которые не подверглись русифицированию -  неподвижно, т.е. при склонении, согласно русской орфоэпии, остаётся там же: БальзАк - БальзАка, ДвОржак - ДвОржака, ПОзнань - ПОзнани; Во французском языке ударение всегда ставится в конце слова:  ДюмА,  МасснЕ,  ПуатьЕ.



Произношение отчеств и имён

Полный вариант произношения имени дикторы обычно используют при первом представлении. На практике, в различный журналистских обстоятельствах, например интервью, беседа за круглым столом и других, когда предполагается непосредственное общение участников передачи, диалог, дикторы применяют стяжённое, неполное произношение имени.


Список использованной литературы:
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 6-е изд., М., Рус.яз., 1985.
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - м., 1977.
Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи. - М.,Просвещение, 1967.
Орфоэпический словарь русского языка : Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р. И. Аванесова. - 2-е изд. - М.: Рус.яз., 1985
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд. 1998.
Титова А.А. Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу "Сценическая речь". - М., 1981.

Все права защищены. Вся информация, размещенная на сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему распространению в какой-либо форме, иначе как с разрешения ДИКТОРЫ.com
©   ДИКТОРЫ.com
       2011 - 2024
Санкт-Петербург        
ул. Сикейроса, 12
Назад к содержимому