Интонация в русском языке - ДИКТОРЫ.com

Профессиональное озвучивание текста
Перейти к контенту

Речевая интонация диктора


Интонация в русском языке. Логические паузы, ударения, знаки препинания. Недостатки интонирования.



Интонация - это ритмомелодический строй речи. Интонацию речи диктора составляют: высота тона, сила звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности являются: логическая пауза, логич. ударение, логич. мелодия и лог. перспектива. Рассмотрим их.

Слова пишутся отдельно, а произносятся вместе. Однако не сплошным потоком. С помощью пауз мы разъединяем речевой поток на отдельные фразы и мелкие внутренне фразовые интонационно-смысловые единства - синтагмы, или так называемые языковые звенья.

Паузы, отделяющие фразу от ф
разы и синтагму от синтагмы, называются логическими паузами. Важно правильно определить место логических пауз в середине фразы. Неуместные паузы делают непонятной мысль, могут даже извратить её. Трудно воспринимается мысль при наличии лишних пауз. Слова, тесно связаны между собой грамматически и по содержанию, составляют одно языковое звено и произносятся  без пауз, вместе, как одно слово. Продолжительность логических пауз определяется степенью связи между языковыми звеньями и между фразами, степенью завершённости мысли. Чем меньше связь, тем пауза длительнее. Паузы между фразами длиннее пауз в середине фразы. Разными они могут быть и между языковыми звеньями. Правильное определение соотношения продолжительности логических пауз помогает точнее выразить мысль и добиться естественной интонации диктора.

Важным средством логической выразительности является логическое ударение. В каж
дой фразе, как и в каждом языковом звене, есть важнейшее по смыслу слово. Его мы выделяем из других слов определёнными средствами: замедлением произнесения, усилением голоса, изменением высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед словом (а иногда и после него). В основном  используем одновременно несколько способов. Такое выделение слов называется логическим ударением. В каждой языковом звене выделяется логическим ударением, как правило, одно слово. Итак, сколько во фразе языковых звеньев, столько и логических ударений, но одно из них всегда выступает основным. Называется оно фразовым.

Диктор Центрального Телевидения Виктор Балашов (5)
Диктор Центрального Телевидения Виктор Балашов

Главное слово в предложении является смысловым центром, отражает отношение говорящего к предмету, к событию. Умение выделять ударные слова делает интонацию понятной. Такая речь легко воспринимается слушателями. Прежде всего нужно научиться снимать ударения с  остальных слов. Это облегчит фразу и выделит главное слово в предложении.

Проделайте упражне
ние под названием "Спор". Допустим, вы спорите с другом о только что прослушанной речи диктора.

- Его речь сильно захватила всех слушателей, - говорите вы.
Товарищ не согласен и пытается разубедить вас:
- Его речь сильно захватила всех слушателей? - переспраш
ивает он, выражая крайнее недоумение.
- Его речь сильно захватила всех слушателей. - отвечаете вы, отста
ивая своё мнение.
- Его речь сильно захватила всех слушателей? - опять пере
спрашивает товарищ, пытаясь отстоять свою точку зрения.
- Его речь сильно захватила всех слушателей. - сто
ите вы на своём.
- Его речь сильно захватила всех слушателей? - не унима
ется спорщик.
- Его речь сильно захватила всех слушателей. - утвержд
аете вы. И так далее.

Каждый раз повторяя ф
разу в том же порядке слов, выделяйте только одно - главное слово, а со всех остальных слов учитесь снимать ударения. Отвечая на вопросы попробуйте выделить главное слово путём некоторого растяжения его и понижения голоса. Понижение голоса на ударном слове придаёт интонации окраску покоя и убеждённости от сознания правоты. Понижение голоса на главном слове - это характерный признак мелодики русской интонации. Понижение тона начинается со слога в ударном слове, где бы оно ни стояло: в начале,  середине, или конце фразы.

Пример: Велика сила слова диктора.

Понижение голоса в этой фразе нач
инается с первого  слова (с третьего слога "ка"), далее все слова идут вниз.

Наша мелодия речи волноо
бразная. Русской интонации  характерна восходяще-нисходящая мелодика повествовательного предложения. Поэтому  начинать говорить нужно в среднем тоне, чтобы иметь возможность повышать, развивая смысл длинного предложения, и понижать тон голоса на точке.
Надо также учитывать, что в з
вучащей речи после ударного слова, особенно если оно стоит ближе к началу предложения, резко падает громкость голоса и часто бывает не слышен конец предложения. Так же, как не слышны и концы слов из-за того, что энергия отдана главному слогу. Требуется тренировка навыка сохранения звучности голоса на протяжении всего предложения, чтобы поддерживалась ровность силы звука и после ударн
ых слов.

Приведём пример:

Когда эгоистическое счастье | является единственной целью жизни, | жизнь очень скоро оказывается лишённой цели.
Р. Роллан.

Серенькие подвижные и нахальные воробьи | обсели голый куст жасмина под окном | и с рвением клюют семена.

В середине второго предложения нет знака препинания, но читается оно с двумя логическими паузами, которые членят предложения на три языковых звена. В первом звене логично отмечено слово воробьи, во втором - жасмина, в третьем  - семена. Основное (фразовое) ударение приходится на слово семена.

Приемы выразительного чтения

При определении логической структуры текста большими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса создаст впечатление законченности мысли...


Как работать с текстом

Текст для диктора - это как ноты для музыканта. Разбор текста - очень интересный, творческий процесс. Попробуем рассмотреть вопрос - как работать с текстом, на таком примере. Вначале просто прочтём этот текст как книгу. Вникнем в содержание. Затем рассмотрим его с точки зрения норм орфоэпии. Начнём с ударения. Запаслись орфоэпическими словарями (у диктора должно быть много словарей) и начинаем в них "рыться".


Дикторский разбор афоризмов

В статье предлагается множество примеров логического разбора дикторского текста – постановка пауз, ударных слов. В качестве текста используются изречения и афоризмы об ораторском искусстве известных мыслителей, ораторов, деятелей литературы и искусства.
Чаще логическим ударением  выделяется последнее слово звена и фразы в целом, но нередко ударное слово бывает в начале или в середине языкового звена. Как правило, отмечаются слова, означающие новые понятия. Если отмеченное слово повторяется, оно уже ударением не выделяется. Тут можно найти множество примеров логического разбора известных афоризмов о красноречии. Представьте, что вы в студии. Возьмите стихотворение, художественную прозу или текст своего выступления и читайте его "перед микрофоном". Аудитория вас не видит вашей ротовой артикуляции. Значит можно активизировать произнесение звуков, особенно согласных. Не снимайте голос с опоры, т.к. он сейчас же зазвучит глухо, захрипит, или перейдёт на шёпот. Диктору можно и не громким голосом воздействовать на слушателей своей интонацией, доносить мысль, передавать чувства!


Возьмите кого-нибудь себе в помощ
ники, кто смог бы проконтролировать интонацинное развитие, чёткость дикции, чистоту звучания, ясность мысли. Сядьте к нему спиной, чтобы он вас не видел и читайте текст. Контролёру легче поймать ваши ошибки.

Говорим мы не ровным тоном. Голос то повышается, то понижается. Восходящая мелодия речи сопровождает те синтагмы, в которых развивается мысль, а нисходящая - в которых она завершается. Такое изменение высоты тона называется логической мелодией. Основу её составляют логические ударения и паузы. Они создают соответствующий ритм, а также мелодию развития и мелодию завершённости интонации.

Нужно заботиться не только о лог
ике фразы, но и всего устного выступления. Фразы связываются таким образом, чтобы следующая фраза дополняла или объясняла мнению предыдущей. Их следует группировать в логически завершённые части, в которых нужно выделять самую главную фразу. Наиболее выпукло должна прозвучать главная мысль диктора. Этого можно достичь только расположением менее важных мыслей на заднем плане. Такая передача мысли в её развитии посредством связи следующего с предыдущим и правильного соотношения главного и второстепенного назыв
ается логической перспективой.

Чувство перспективы  делает речь лёгкой, устремлённой к главному в тексте. Надо чувствовать перспективу в слове (когда все слоги бегут под ударный слог), в предложении (когда все слова стремятся к главному слову), в мысли (когда все предложения направляются к самому важному предложению, в котором и заключён центр мысли), во всём выступлении (когда все отдельные части целого не затуманивают, не уводят от сердцевины идеи, а выявляют её наиболее убедительно и ярко).
Техника владения персп
ективой интонации предполагает умелое пользование и темпо-ритмом речи. Свободные переходы от медленного к быстрому темпу произнесения делают интонацию не тяжёлой, не одноритмичной, не топчущейся на месте.

Кроме логической выразительности, бол
ьшое значение имеет выразительность эмоциональная. Мысль, не согретая чувствами, будет неубедительной и может привести к неправильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда диктор должным образом оценивает мысль, проявляет своё отношение к ней. При этом в речи ведущего появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

Развитие силового и звуко
высотного диапазонов голоса соединяйте с работой по непосредственному совершенствованию интонации, её модуляции, способности переливать звук из одного тона в другой. Интонационная мелодия неповторима и индивидуальна, т.к. речь - это непосредственно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним человеком - принадлежит одной личности. Понятие "интонация речи" - глубоко и многообразно. Это результат проявления конкретной задачи в конкретных обстоятельствах. Но изучение общих закономерностей рождения интонации, натренированность голоса в интонировании позволяют ярче проявиться неповторимости индивидуальности человека.



Знаки препинания


Речь диктора монологична, поэтому он должен особенно заботиться о выразительности интонации, зная, что монотонность приводит к сонливости. Начинающий диктор должен обратить серьёзное внимание на интонирование знаков препинания.  Вот несколько упражнений:

Упражнение "добьюсь ответа"


Возьмите текст:

Видели ли Лидию?
Полили ли лилию?
Поли
ли ли лилию?
Полили иль нет?


Желание получить ответ рождает вопросы с нарастающей силой. С каждым вопросом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетической линии в интонации. В последнем вопросе после самого высокого тона: "Полили?" - звук понижается на словах "иль нет?".

Вопросительные знаки постарайтесь "уви
деть" и точно нарисуйте их голосом:


Почему чернушкой назван
Голуб
ой, как лён, цветок,
А посёлок яс
ноглазый
Носит имя "Волчий лог"?
Почему н
азвали Белой      
Реку, синюю до дна?
Почему на
звали Верой
Ту, что вовсе не верна?
Поче
му нелюбую
Звать ты должен Любою?


Прочувствуйте, как с нарастанием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фонетическая линия вопросительного знака идёт вверх. Так и должно быть, т.к. с нарастанием удивления увеличивается диапазон голоса. При высшем удивлении вопросительную фигуру голоса можно повторять на каждом слове. Это усилит действенность фразы.

Потренируйте это в следующем тексте:


Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить св
ой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой
спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от П
ерми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кр
емля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною
сверкая,
Не встанет русская земля?

(А.С. Пушкин)



Чтобы передать убеждённость, всю силу и действенность этих строк нужно делать вопросительные интонации на каждом слове. Диктор должен уметь пользоваться таким приёмом так называемого "полного вопроса".  Необходимо, чтобы голос выражал вопросительные знаки в различной его силе, загибе голоса, с более стремительными или ползущими вверх интонациями вопроса.

Одним из очень действенных знаков пре
пинания является двоеточие:
Небольшая ос
тановка в интонации на этом знаке что-то подготавливает, рекомендует, выставляет или точно указывает на то, что следует.


Радивыми подмечено давно:
Ленивый дважды делает одно.
Не хвастайся усп
ехами до срока:
Кто хвастается, тем до них далёко.


В дикторской речи рекомен
дуется чаще пользоваться этим знаком, чтобы заинтересовать слушателей тем, что будет сказано дальше. Обратить их внимание на самое важное, подготовить их к восприятию необходимого факта, или мысли.

Очень важно верное интонирование та
ких знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рваная, без ярко выраженного понижения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на запятых. Запятая в предложении - усиливает общение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слушателями. Вообще, запятая обладает чудодейственными свойствами. "Её загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы", говорил Станиславский.

Например:

Будь, слово, как рубин, пыл
а
ющий огнём.
По весу лёгок он, а по цене весом.

 

Недостатки интонирования


Монотонность диктора. Это речь на неизменной или почти неизменной высоте тона. Для преодоления этого недостатка, надо тренировать голос не только по расширению диапазона, но и модуляции звуков речи. В  речи даже одна ударная гласная только мелодически может быть выделена пятью способами: тон голоса звучит ровно - "ма"; постепенно повышается к концу слога - "мА", понижается - "Ма"; Вначале повышается, потом понижается; наоборот, сначала понижается, потом повышается. Нужно "гнуть" голос, для того чтобы им можно было свободно модулировать.  

Слишком высокий тон ведущего. Та
кая интонация неприятно действует на слух и раздражает слушателей. Если у вас высокий голос, необходимо поупражняться, чтобы понизить его. Годятся все приведённые упражнения, в которых тренируется понижение тона.

Слишком низкий тон. Причина та
кой интонации в большинстве случаев  в отсутствии энергичности и увлечённости диктора. Повышению тона помогают упражнения на развитие диапазона .

Также к нед
остаткам интонации диктора относится недостаточная выразительность в более значительных словах и повторные интонационные обороты. Точная и правдивая интонация, возникающая вследствие соответствующего изменения высоты тона, определённого темпоритма и умелого применения логических и эмоциональных выразительных средств интонации, делает вещание диктора доходчивым и убедительным.

Также, чтобы красиво и правильно говорить, читайте раздел - Техника сценической речи, где найдёте интересный материал - скороговорки для развития речи и дикции. Ещё в работе над дикцией вам помогут сложные русские слова.




Список использованной литературы:
Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М., 1975.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рус.яз., 1999.
Ковалев В.П. Выразительные средства художественной речи. - Киев : Рад. шк., 1985.
Максимов В.И. Точность и выразительность слова. - Л.: Просвещение, 1968.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд. 1998.
Савкова З.В. Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении. - Л., 1981.

Все права защищены. Вся информация, размещенная на сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему распространению в какой-либо форме, иначе как с разрешения ДИКТОРЫ.com
©   ДИКТОРЫ.com
       2011 - 2024
Санкт-Петербург        
ул. Сикейроса, 12
Назад к содержимому