Данный раздел техники речи, посвящён дикции. В статье даны упражнения для улучшения дикции, для развития дикции и речи.
К. С. Станиславский
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Данные согласные подготавливают правильное звучание следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки. Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:
пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!
ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю!
ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!
Далее включайте звонкие согласные:
бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!
ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!
гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!
ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю!
ву! во! ва! вэ! ви! вы! вя! ве! вё! вю!
фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю!
цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю!
чу! чо! ча! че! чи!
Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу - бу - бу - бу - бупп!
бо - бо - бо - бо - бопп!
ба - ба - ба - ба - бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би - би - бипп!
бы - бы - бы - бы - быпп!
Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".
гу - гу - гу - гу - гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га - га - гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ду - ду - ду - ду - дутт!
до - до - до - до - дотт!
да - да - да - да - датт!
дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!
ди - ди - ди - ди - дитт!
ды - ды - ды - ды - дытт!
ву - ву - ву - ву - вуфф!
во - во - во - во - вофф!
ва - ва - ва - ва - вафф!
вэ - вэ - вэ - вэ - вэфф!
ви - ви - ви - ви - вифф!
вы - вы - вы - вы - выфф!
Конечные глухие согласные следует произносить активно. Следите за этим. Слоги как бы "бегут" к конечному. Прислушивайтесь к дикции, речи. Для развития подвижности языка присоединим согласный звук Р к П:
ПРА - ПРЯ, ПРО - ПРЁ, ПРУ - ПРЮ, ПРЭ - ПРЕ, ПРЫ - ПРИ
И так со всеми остальными согласными: БРА-, ВРА-, ГРА- …
Сочетания ЛРА - ЛРЯ, ЛРО - ЛРЁ, ЛРУ - ЛРЮ, ЛРЭ - ЛРЕ, ЛРЫ - ЛРИ для многих бывают трудными, поэтому прорабатывать их надо дольше. При сочетании Р с шипящими - ЧРА, ШРА, ЖРА язык на звуке Р должен отчетливо вибрировать. Полезно выговаривать и такие сочетания звуков:
ТАДИТА - ТАДИТЯ
ТАДИТО - ТАДИТЁ
ТАДИТУ - ТАДИТЮ
ТАДИТЭ - ТАДИТЕ
ТАДИТЫ - ТАДИТИ
ДАТИДА - ДАТИДЯ
ДАТИДО - ДАТИДЁ
ДАТИДУ - ДАТИДЮ
ДАТИДЭ - ДАТИДЕ
ДАТИДЫ - ДАТИДИ
ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ, ТЫТИ
Каждое сочетание произносите по шесть раз. Упражнения по этому образцу нужно делать со всеми согласными, постепенно ускоряя темп и добиваясь четкости и легкости движения языка. Затем тренируйте такие сочетания звуков:
РЛА, РЛЯ, РЛО, РЛЁ, РЛУ, РЛЮ, РЛЭ, РЛЕ, РЛИ, РЛЫ
МФА, МФЯ, МФО, МФЁ, МФУ, МФЮ, МФЭ, МФЕ, МФЫ, МФИ
Каждое сочетание - по 6 раз. Делая это упражнение, внимательно следите за активной артикуляцией верхней губы.
ДРДА - ДРДЯ
ДРДО - ДРДЁ
ДРДУ - ДРДЮ
ДРДЭ - ДРДЕ
ДРДЫ - ДРДИ
В этом упражнении Р можно заменить любым другим согласным звуком, который недостаточно чисто произносится. Например: ДЛДА и так далее. По образцу предыдущих упражнений тренируйтесь, присоединяя к одной гласной четыре согласных: ДРДРА. И здесь Р можно заменить другим нужным звуком. Пятую согласную к одной гласной следует присоединить в конце сочетания звуков: БРБРАР. Но и на последнем Р язык по-прежнему должен отчетливо вибрировать.
ЛБЛБАЛЬ - язык на последнем ЛЬ должен отрываться.
БТТТБА - согласный звук Т снова используется для развития силы и упругости мышц языка.
БТТТБАБ. В этом сочетании нужно следить, чтобы отчетливо слышались все три Т и последний согласный звук. Упражнение особенно полезно для тех, кто имеет привычку "глотать" концы слов.
Техника речи. Тренировка дикции
Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.
Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!
"п-б" - губы, "т-д" - кончик языка, "к-г" - спинку языка. Активно взрывайте согласные в следующем упражнении:
Птка! птко! птку! пткэ! птки! пткы!
Бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!
Кпта! кпто! кпту! кптэ! кпти! кпты!
Гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды!
Тпка! тпко! тпку! тпкэ! тпки! тпкы!
Дбга! дбго! дбгу! дбгэ! дбги! дбгы!
Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:
КБДительности, КПТице, оБТКацкий станок,
аБСТРакция, оБСТРукция, оБСТРелять,
ВЗБежал, ВПРавил, ВКРатчив, на уМВЗБрести,
о нёМВЗДыхать, куроКВЗВёл, боДРСТВовать,
муДРСТВовать, поСТСКРиптум.
паРТВЗНос, В3Будоражить, ВЗБадривать,
дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТВо,
сверхВСТРевоженный, пуНКТВСТРечи;
конспеКТСХВатил; не моГВЗДРемнуть;
коНТРВСТРеча, куНСТКамера, ведоМСТВо,
коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт,
цеНТРФорвард, маРШБРосок, рекоРДСМен,
коНТРНаступление, свеРХЗВуковой,
филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть.
Диктору для тренировки дикции необходимо тренировать труднопроизносимые слова. Большую роль играет тренировка согласных - "ч", "ц", "в", "ф". Вместо "ч" ("ть + шь" при быстром произнесении) частенько звучит "щ", а вместо "ц" (состоит из "т+с" при быстром произнесении) звук "с". Эта замена происходит потому, что пропадает составной согласный "т".
"В" и "ф" произносить трудно т.к. их артикуляция "запирает" звук голоса (нижняя губа прикасается к верхним зубам), поэтому необходима энергия воздушной струи, для озвучивания этих согласных, особенно в сочетании с другими взрывными.
Ещё одно упражнение на улучшение дикции:
Вагоны вперед покатили, как мячики:
ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики...
Бочка - Кочка - Дочка - Мочка - Ночка - Почка - Точка.
Печь - Жечь - Сечь - Течь - Лечь - Меч - Речь...
Имитируйте:
Стук колёс поезда: тук-тУк-тук-тук-тук-тУк-тук-тук-тук…
Пулемётная очередь: так-так-так-так-так-так…
Цокот подков: цОк-цок-цОк-цок-цОк-цок-цОк…
Быстрое звяканье ножниц: чик-чик-чик-чик-чик…
Капли дождя: кап-кап-кап-кап-кап-кап…
Чириканье воробья: чик-чирик! чик-чирик! чик-чирик!..
Звук детского пистолета: пиф-паф! пиф-паф! пиф-паф!..
Лягушка: ква-ква! ква-ква! ква-ква!..
Дудочка: дудУ! дудУ! дудУ!..
Дрожащий от холода: в-в-в-в-в-в-в-в-в-в-в…
Проверяйте звучание согласных в словах и фразах:
Эй, Ветрило-ветродуй,
Ветродуй, в лицо не дуй!
Кап-кап-кап-кап-каплет дождик.
Каковы стихи поэта?
Сам народ сказал про это:
"Цикал-цикал мотоцикл
И нацикал целый цикл".
Следите за сочетанием этих звуков в ваших выступлениях. Постоянно тренируйте дикцию. Работайте над произнесением других согласных. Как говорил К.С. Станиславский, "не только звучащие, но и другие - шумовые, шипящие, свистящие, зыкающие, цыкающие, хакающие, рыкающие согласные должны так же участвовать как своим гудением, так и шумами в создании непрерывной линии". Обратите внимание на чёткость дикции во время звучания согласных в стихотворениях. И можно ясно услышать приём "звукозаписи". К нему прибегают поэты для усиления эмоционального воздействия. Для примера, возьмём цикл коротких басен С. Смирнова:
"Чудеса протекции" ("ш", "ж").
Он вышел
в роли протеже
И выше Крыши
Прёт уже.
"Ханжа" ("с", "з").
Я - за! -
в глаза
сказал Ханжа.
А за глаза
зарезал…
без ножа.
"Инженер-душегуб" ("ч", "щ").
Он звался
"инженером душ",
Но сочинял такую чушь,
Что прозвучал из этой чуши
Сигнал:
- Спасите наши души!
И, конечно же, работа над дикцией немыслима без скороговорок для развития речи. Как можно больше читайте в слух. Читайте всё - стихи, художественные произведения, политическую литературу, стенограммы речей. И обязательно отрабатывайте собственные выступления. Все эти упражнения непременно помогут диктору правильно поставить речь!
Скороговорки для улучшения дикции
Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит ведущий, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее!
Согласные звуки, также как и гласные, должны быть поставлены на правильном выдохе. Уже одно это поможет исправить легкие дефекты речи. Надо ясно представлять, какие части речевого аппарата (язык, зубы, губы) участвуют в артикуляции и какой силы поток воздуха нужен для произношения согласной.
Использованная литература:
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи. Москва – 1966.
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - м., 1977.
Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи. - М., Просвещение, 1967.
Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., "Знание", 1973.
Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., "Искусство", 1968.
Савкова З.В. Техника звучащего слова. М., 1988.
Станиславский К.С. Собр. соч. - М.: Искусство, 1955.
Сценическая речь. Учебное пособие. Под ред. И.П. Козляниновой. - М.: Просвещение, 1976.