Слова с непроизносимыми согласными | Дикторы.ком | Нормы орфоэпии. Произношение сочетаний согласных -

Перейти к контенту

Главное меню:


Правила произношения сочетаний согласных звуков.  Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными.

Произношение сочетаний согласных     


Когда между двумя глас
ными оказываются два одинаковых согласных или два согласных, различающиеся лишь звонкостью и глухостью, то на стыке приставки и корня или корня и суффикса, а также на стыке слов, по нормам русской орфоэпии, произносится согласный

звук: гуманный - гума[н:]ый, беззаботный - бе[з:]аботный, расселить - ра[с':]елить, поддеть - по[д':]еть, оттеснить - о[т':]еснить, Сорбонна - сорбо[н:]а, Кассиопея - ка[с':]иопея, Кентукки - кенту[к':]и, Тинторетто - тинторе [т:]о.

Надо заметить важность точ
ной артикуляции долгих согласных у дикторов. Из-за небрежности в их произношении может исказиться содержание речи диктора. Произношение согласного звука нормальной длительности, когда необходим долгий, приведёт к тому, что, к примеру, слово стенной будет воспринято, как форма творительного падежа единственного числа существительного стена - стеной. Именительный падеж существительного женского рода ссора - как форма родительного падежа существительного мужского рода сор - сора; вместо глаголов вводить, поддразнить, подтянуть (по[т':]януть) будет звучать: водить, подразнить, потянуть.

Приведем пример основных слу
чаев произношения сочетаний согласных:


бб и пб - [б]: лобби - ло[б':]и, хобби - хо[б':]и, об борт - о[б:]орт: окреп бы - окре[б:]ы, Кемпбелл - кем[б:]ел, Кап-Блан - ка[б:]лан;


бп - [п:]: об пальму - о[п:]альму, об палубу - о[п:]алубу, Фа-раб-Пристань - фара[п:]ристань;


вв - [в:]: ввинтить - [в':]интить, в воронке - [в:]оронке, Введенский - [в':]еденский, в Воронеже - [в:]оронеже:


вф - [ф:]: в фабуле - [ф:]абуле, в фазе - [ф:]азе, в Феодосии - [ф':]еодосии, в Фергане - [ф':]ергане;


дд и тд - [д:]: под дном - по[д:]ном, под Дербентом - по[д':]ербентом; отделить - о[д':]елить, от дома - о[д:]ома, от Джанкоя - о[д:]жанкоя, Копетдаг - копе[д:]аг;


тт и дт - [т:]: оттаять - о[т:]аять, оттенить - о[т':]енить, Витте - ви[т:]е, от Терека - о [т':]ерека, от Тимура - о[т':]имура,  подтаять - по[т:]аять, под тенью - по[т':]енью, Подтелков - по[т':]елков, под Таманью - по[т:]аманьо;

зз и сз - [з:]: беззлобный - бе[з:]лобный, раззво
нить - ра[з:]вонить, без забот - бе[з:]абот, из Загорска - и[з:]агорска, из Загреба - и[з:]агреба,  сзывать - [з:]ывать, с зарей - [з:]арей, с Замбией - [з:]амбией, с Засулич - [з:]асулич;

сс и зс - [с:]: воссоединить - во[с:]оединить, расс
ада-ра[с:]ада, Рассоха - ра[с:]оха, Рассыпное - ра[с:]ыпное; из сада - и[с:]ада, из Саранска - и[с:]аранска, из Сормова - и[с:]ормова.

Диктор Центрального Телевидения Татьяна Веденеева

Долгое произношение согласного звука будет сохраняться перед согласным на стыке корня и суффикса, если слово не очень широко употребляется (полесский - поле[с:]кий, Галапагосские острова - галапаго[с:]кие острова, андалузский - андалу[с:]кий, силезский - силе[с:]кий, Фризские острова - фри[с:]кие острова). В других случаях будет звучать одиночный согласный (русский - ру[с]кий, искусство - иску[с]тво, французский - францу[с]кий).

нн - [н:]: ранний - ра[н':]ий, утрен
ний - утре[н':]ий, купированный - купирова[н:]ый, очарованный - очарова[н:]ый, Кайенна - кайе[н:]а.

На практике встречается неправил
ьное произношение долгого согласного на месте одиночного н: ю[н:]ый (юный), песча[н:]ый (песчаный), змеи[н:]ый (змеиный). Следует произносить: ю[н]ый, песча[н]ый, змеи[н]ый.

Когда сочетание согласных стоит не на морф
ологическом стыке, то в одних случаях произносится долгий согласный, например, в словах ванна - ва[н:]а, гамма - га[м:]а, касса - ка[с:]а, масса - ма[с:]а, новелла - нове[л:]а, сумма - су[м:]а, труппа - тру[п:]а, Джотто - джо[т:]о, Калькутта - кальку[т:]а, Канны - ка[н:]ы, Капулетти - капуле[т':]и, Монтекки - монте[к':]и, а в других случаях - согласный нормальной длительности.

Согласный звук с нормальной длительностью произносится:
- в ударном слоге: аккорд - а[к]орд, баллон - ба[л]он, грамматика - гра[м]атика, гриппозный - гри[п]озный, суббота - су[б]ота, терраса-те[р]аса, Роллан - ро[л]ан, Мопассан - мопа[с]ан, Пикассо- пика[с]о, Соссюр - со[с]юр;
-  перед согласными: группка - гру[п]ка, телеграммка - телегра[м]ка, Пикквик - пи[к]вик;
- в конце слова: грамм - гра[м], грипп - гр
и[п], металл - мета[л], эхинококк - эхиноко[к], Кардифф - карди[ф], Кингисепп - кингисе[п], Лилль - ли[л'], Лукулл - луку[л],

Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан

Матисс - мати[с], Сезанн - сеза[н]. Иногда долгий согласный сохраняется на конце аббревиатур: НАПП - [нап:], РАПП - ра[п:], ТАСС - та[с:]. При сочетании свистящего согласного [с] или [з] с шипящим [ж] или [ш] на морфологических стыках или на стыке предлога и слова, согласно орфоэпии, произносится долгий шипящий согласный:

сж и зж - [ж:]: сжалиться - [ж:]ал
иться, сжечь - [ж:]ечь, с женой - [ж:]еной, с Жаннетой - [ж:]аннетой; безжизненный - бе[ж:]изненный, без жакета - бе[ж:]акета, из Женевы - и[ж:]еневы;

сш и зш - [ш:]: расшифровать - ра[ш:]и
фровать, сшить - [ш:]ить, с Шарлем - [ш:]арлем, замёрзший - замёр[ш:]ий, низший - ни[ш:]ий, из Шанхая - и[ш:]анхая, через Шампань - чере[ш:]ампань.

На месте сочетаний зж и жж внутри ко
рня в настоящее время распространилось произношение долгого твердого [ж]:
зж - [ж:]: брезжить - бре[ж:]ить, брызжет - бры[ж:]ет, позже -  по[ж:]е;
жж - [ж:]: жжённый - [ж:]ённый, жужжать- жу[ж:]ать.

Но в этих случаях по нормам орфоэпии может сохр
аняться и произношение долгого мягкого [ж], поэтому возможно произношение: бре[ж':] ить, бры[ж':]ет, по[ж':]е, [ж':]ённый, жу[ж':]ать, но оно постепенно уступает место новому варианту с долгим твердым [ж].

Произношение сочетания  жд в корне чаще всего про
исходит в соответствии с написанием: вожди - во[жд']и, подожди - подо[жд']и, прежде - пре[жд']е. Нарушением правил русской орфоэпии является встречающееся в бытовой речи произношение сочетания [жд'] как [ж':] (подо[ж':]и, пре[ж':]е).

Рассмотрим слово дождь. В соответствии со старомосковской нормой орфоэпии произношение формы именительного падежа было как [дош':], а формы косвенных падежей - дождя, дождю, дождем, о дожде - и производные слова - дождевой, дождевик, дождичек - со звуком [ж':]. Эта норма устарела.

В настоящее время произношение сло
ва дождь - [дошт'], а в остальных перечисленных случаях - "буквенное" произношение сочетания жд: до[жд']а, до[жд']ю, до[жд']евой, до [жд']евик. Дождливый по-прежнему произносится как до[ж']ливый.

Произношение сочетаний сч и зч на стыке кор
ня и суффикса такое же, как произносится согласный на месте буквы щ: переписчик- перепи[ш':]ик, подносчик - подно':] ик, грузчик-гру[ш':]ик, резчик - ре[ш':]ик, навязчивый - навя[ш':]ивый.

Если сочетание сч находится на стыке ясно ра
зличимой приставки и корня, на его месте произносится [ш'ч]: бесчеловечность - бе[ш'ч]еловечность, бесчинство - бе[ш'ч]инство, исчеркать - и[ш'ч]еркать, расчертить - ра[ш'ч]ертить.

Когда сочетания сч и зч находятся на ст
ыке предлога и последующего слова, то произносится [ш'ч]: с чувством - [ш'ч]увством, с честью - [ш'ч]естью, с Чичериным - [ш'ч]ичериным, из чашки - и[ш'ч]ашки, без часов - бе[ш'ч]асов, из Чембара - и[ш'ч]ембара.


Произношение жч будет как [ш':]: мужчи
на - му[ш':]ина, перебежчик - перебе[ш':]ик.

На месте сочетаний согласных сщ и зщ произносится [ш':]: исщ
ипать - и[ш':]ипать, расщепить - ра[ш':]епить, с щукой - [ш':]укой, с Щорсом - [ш':]орсом, из щавеля - и[ш':]авеля, без щёлочи - бе[ш':]ёлочи, близ Щёлкова - бли[ш':]ёлкова, из Щецина - и [ш':]ецина.

На месте сочетаний тц и дц произносится долгий согласный [ц]: отц
едить - о[ц:]едить, отцовство - о[ц:]овство, ситца - си[ц:]а, от центра - о[ц:]ентра, от Целинограда - о[ц:]елинограда, от Цхалтубо - о[ц:]халтубо, колодца - коло[ц:]а, полководцы - полково[ц:]ы, двадцать - два[ц:]ать, тридцать - три[ц:]ать, Подцероб - по[ц:]ероб, под Цюрихом-по[ц':]юрихом. Произношение слов двадцать и тридцать с одиночным [ц] неправильно.

На месте сочетания тс в форме 3 л. ед. и мн. ч. гла
голов на стыке личного окончания и возвратной частицы, а также на месте сочетания тьс в инфинитиве произносится согласный [ц:]: внедряется - внедряе[ц:ъ], доверяется - доверяе[ц:ъ], обмениваются - обмениваю[ц:ъ], сплачиваются - сплачиваю[ц:ъ], обветриваться - обветрива[ц:ъ], выбиваться - выбива[ц:ъ], прогуливаться - прогулива[ц:ъ], сговариваться - сговарива[ц:ъ].

На месте сочетаний тс и дс после глас
ного перед согласным на стыке корня и суффикса произносится [ц]: братство - бра[ц]тво, соседство - сосе[ц]тво; городской - горо[ц]кой, заводской- заво[ц]кой.

В сочетаниях тек и дек на конце слова в
место согласных тс и дс произносится согласный звук [ц]: Братск - бра[ц]к, Гжатск - гжа[ц]к, Кисловодск - кислово[ц]к, Петрозаводск - петрозаво[ц]к.

На месте сочетаний  тч и дч  произносится до
лгий мягкий [ч]: ветчина - ве[ч:]ина, лётчик - лё[ч:]ик, отчество - о[ч:]ество, опрометчивый - опроме[ч:]ивый, матч - ма[ч:], путч - пу[ч:], скетч - ске[ч:], Ротчев - ро[ч:]ев; зодчий - зо[ч:]ий, находчивый - нахо[ч:]ивый, подчеркнуть - по[ч:]еркнуть, Солодча - соло[ч:]а.

Произношение согласных чн чаще всего происх
одит в соответствии с написанием, то есть как [чн]: точность, вечность, злачный, удачный, облачный, однозначный, отлично.

В немногих словах на месте чн б
удет произноситься [шн]: горчичник - горчи[шн]ик, конечно - коне[шн]о, скучно - ску[шн]о, нарочно - наро[шн]о, яичница - яи[шн']ица, скворечник - скворе[шн]ик, прачечная - праче[шн]ая. Произносится [шн] и в женских отчествах на -ична: Никитична - никити[шн]а, Ильинична - ильйни[шн]а, Лукинична - лукини[шн]а.

Иногда нормы орфоэпии допускают дво
якое произношение чн: булочная - було[чн]ая и було[шн]ая, сливочный - сливо[чн]ый и слйво[шн]ый, порядочный - порядо[чн]ый и порядо[шн]ый и некоторых других.
Произношение [шн] в тех случаях,
когда должно быть [чн], придаёт речи просторечную, а иногда и диалектную окраску.

Произношение чт будет в соответс
твии с написанием - [чт]: почта, мачта, мечтать, ничтожный. Но в слове что и в производных от него на месте чт произносится [шт]: [шт]о, [шт]обы, [шт]о-то, [шт]о-нибудь, кое-[шт]о, не за [шт]о, ни за [шт]о, ни[шт]о. В слове нечто идёт произношение [чт].

Произношение кт происходит в соотв
етствии с написанием - [кт]: кто, некто, диктор, инспектор, лектор, реактор, тегекторный, конструкторский, к тебе, к театру. Произношение кт как [хт]: [хт]о, [х-т]ебе - устарело.

На месте сочетания согласных кк
произносится долгий [к]: к кому - [к:]ому, к кабинету - [к:]абинету, к компании - [к:]омпании. Сочетание кк не должно произноситься как [хк]: к камню- [х-к]амню, к концу - [х-к]онцу. Норме орфоэпии отвечает произношение [к:]амню, [к:]онцу.


Орфоэпия. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными


Если между гласными оказывается сочетание согласных, в отдельных случаях один согласный будет непроизносимым.
В сочетании согласных стн не произносится [т]: вестник - ве[с'н']ик, скоростник - скоро[с'н']ик, воз
растной - возра[сн]ой, радостный - радо[сн]ый, честный - че[сн]ый, шестнадцать - ше[сн]адцать, хлестнуть - хле[сн]уть, хрустнуть - хру[сн]уть, Постников - по[с'н']иков.

Одинаковым будет произношение слов - косны
й и костный - ко[сн]ый, свиснуть (от "свисать") и свистнуть ("от "свистеть") - сви[сн]уть. При произношении отдельных слов высокого стиля согласный [т] в сочетании стн не утрачивается полностью. Таковы слова - глистный, клинолистный, компостный и др.

Произношение здн будет без [д]: праздный - пра[зн]ый, звездный - зве[зн]ый, наездник - нае [з'н']ик.
В отдельных словах, которые принадлежат книжному стилю: бездна, безвозмездный - согласный звук [д] в произношении не утрачивается.

Произношение сочетания стл происх
одит без [т]: жалостливый - жало[с'л']ивый, участливый - уча[с'л']ивый, завистливый - зави[с'л']ивый, счастливый - сча[ст']ивый. Сохраняется согласный [т] в таких словах: костлявый - ко[стл']явый, постлать - по[стл]ать.

В сочетаниях согласных стк и здк произношение согласного [т] сохра
няется: машинистка - машини[стк]а, медалистка - медали[стк]а, повестка - пове[стк]а, поездка - пое[стк]а, бороздка - боро[стк]а, громоздкий - громо[стк']ий. Произношение этого сочетания без [т]: машини[ск]а, пове[ск] а, боро[ск]а - не является литературным.

В сочетании стск звук [т] - непроизносимый, а из двух [с] обр
азуется долгий согласный: большевистский - большеви[с:]кий, пропагандистский - пропаганди[с:]кий, туристский - тури[с:]кий, расистский - раси[с:]кий, Каменномостский район каменномо[с:]кий район, Чустский район-чу[с:]кий район.

В сочетаниях согласных нтк и ндк
звук [т] - непроизносимый в нескольких иностранных словах, давно освоенных разговорной речью, например, в слове голландка (печь)-голла[нк]а. В других случаях согласный [т] произносится: лаборантка - лабора[нтк]а, студентка - студе[нтк]а, аспирантка - аспира[нтк]а, официантка - официа[нтк]а.

Сочетания нтск и ндск произносятся с согласн
ыми [цс] на месте сочетаний тс и дс. Таким образом, в словах гигантский, дилетантский, комендантский, ирландский, исландский, шотландский, финляндский, Аландские острова, Зондские острова, Кантский район на месте нтск и ндск идёт произношение [нцск].

В сочетании вств первый звук [в] не произносится в сл
ове чувство, и его производных (чувствовать, чувствительный, самочувствие и др.), а также в слове здравствуй и его производных (здравствуйте, здравствует и др.). Не произносится согласный [в] и в сочетании вств после л (то есть в сочетании лвств]: безмолвствовать-безмо[лств]овать.

В других случаях на месте первого в в соче
тании согласных вств произносится [ф]: явственный - я[фств]енный, самоуправство - самоупра[фств]о, сватовство - свато[фств]о,  хвастовство - хвасто[фств]о.
Сохраняется произношение согласного [ф] и в сочетании фств: шефствовать - ше[фств]овать.
В сочетаниях  рдц и рдч согласный [д] не произносится: сердце - се[рц]е, сердцевина - се[рц]евина, сердчишко - се[рчшко.

Звук [л] не произносится в с
очетании лнц: солнце - со[нц]е.

Произношение сочетаний вск, жск происходит в соотв
етствии с общим правилом: на месте в и ж перед глухим согласным звучат [ф] и [ш]: московский - моско[фск']ий, киевский - кие[фск']ий, саратовский - сарато[фск']ий, волжский - вол[шск']ий, норвежский- норве[шск']ий, пражский - пра[шск']ий. Произношение без [ф] и [ш], которое встречается в беглой разговорной речи: моско[ск]ий, вол[ск']ий не является литературным.

Далее посмотрите орфоэпические нормы русского языка в отношении мягких согласных звуков, безударных гласных звуков. Читайте также: куда ставится ударение.

Имена собственные

В итальянском, испанском, португальском, румынском языках, ударение находится в большинстве своём во втором слоге от конца слова,  реже - на третьем и  в отдельных случаях - на последнем:  ПалЕрмо,  БарселОна, КоИмбра,  ХункдоАра,  ДАнте АлигьЕри,  МигЕль СервАнтес де СаавЕдра,  "АвАнти!" (Италия),  "МУндо  обрЕро" (Испания),  "КонтемпорАнул" (Румыния);  но:  ГЕнуя,  МАнтуя,   "ФранчЕска да РИмини",  ЛиссабОн,  БухарЕст.



Стили произношения

Высокий - стиль академической, ораторской,  поэтической речи. Для него характерна тщательность произношения, стремление к точному воспроизведению слова. Этот стиль уместен в эмоционально окрашенной речи, для эстетического воздействия. Нейтральный стиль  - стилистически не окрашен.  Он используется в повседневной речи, в обычных повторяющихся ситуациях.  




Статья подготовлена редакторами diktory.com

Список использованной литературы:
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 6-е изд., М., Рус.яз., 1985.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рус.яз., 1999.
Орфоэпический словарь русского языка : Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р. И. Аванесова. - 2-е изд. - М.: Рус.яз., 1985
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд. 1998.
Титова А.А. Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу "Сценическая речь". - М., 1981.

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню