Как читать скороговорки? | Дикторы.com | Работа со скороговорками -

Перейти к контенту

Главное меню:

Как читать скороговорки


Как работают над скороговорками дикторы, теле-радиоведущие, а также студенты театральных учебных заведений.

Скороговорка - это наивный по содержанию, несложный, даже примитивный текст, который построен на запутанных и трудных слоГосочетаниях  и слоВосочетаниях. Скорее их можно назвать трудноговорками. Работа над скороговорками - это очень хорошая, очень полезная тренировка дикции. Ошибочно думать, что надо добиваться предельно быстрого темпа. Это не всегда так.

Занимаясь трудноговорками, как и во всей работе над дикцией, к каждому диктору требуется индивидуальный подход. Если у ведущего речь замедленная, то, путем тренировки, нужно добиваться быстрого темпа, к которому надо переходить постепенно. Если же у диктора быстрая речь от природы, то тут требуется тренировка в предельно медленном темпе. И это, обычно, значительно труднее, чем читать скороговорку в быстром темпе. Занимаясь скороговорками требуется, прежде всего, разобраться в ее содержании, точно знать, что нужно сказать этим текстом. Начинать произносить трудноговорку нужно в очень медленном темпе.

Самые сложные слова надо произ
носить по несколько раз в медленном темпе. И делать это, пока они не зазвучат свободно, легко, без всякого напряжения, но в то же время осмысленно. Во время чтения скороговорки, неверным и даже вредным является бессмысленное произнесение ее по слогам. Никакой пользы это не приносит, а только тяжелит речь, лишает ее естественности и легкости. Главное, это разобраться в её содержании. А зная точно мысль, текстом этим нужно действовать. Скороговорки произносят в двух или трех темпах, по мере надобности. Тем дикторам, у которых речь быстрая, нужно работать в двух темпах: медленном и убыстренном. Дикторам же, у которых речь замедленная - в трех темпах: медленном, убыстренном и очень быстром.

Дикторы Центрального Телевидения

Работают над скороговорками в такой последовательности: вначале читают их как они написаны, в "чистом" виде, без всякого изменения. Затем, когда диктор овладеет и медленным и быстрым темпами, переходят к скороговоркам с более трудными словосочетаниями, с повторениями и перестановками отдельных фраз и слов.  

Например:     

Либретто оперы "Ри
голетто"!
Либретто
оперы "Риголетто"!
Либретто оперы "Риго
летто"!
Либретто, ли
бретто, либретто!
Риголетто, Риголетто, Риго
летто!
Ригол
етто, Риголетто, Риголетто!
Либретто, либретто, л
ибретто!


Первую ч
асть этой трудноговорки читайте полунапевно, повышая тональность по хроматической гамме до предельной высоты вашего голоса. А далее понижайте тональность по полутонам, по одному слову до самой низкой ноты. И в конце, на удобной ноте повторите в быстром темпе: "либретто Риголетто", "Риголетто", либретто".

По этому же при
нципу работайте и над скороговоркой "От топота копыт пыль по полю летит".

От топота ко
пыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. От топота, от топота, от топота; от топота копыт, от топота копыт, от топота копыт; пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю; пыль по полю летит, пыль по полю летит, пыль по полю летит. От топота копыт пыль по полю летит; пыль по полю летит от топота копыт.

Как и в преды
дущем примере, повышайте голос по полутонам на полунапевном звучании в первой части скороговорки. Затем, дойдя до "вершины", понижайте (по хроматической гамме) голос до самой низкой ноты. И, в завершении, ещё раз повторите (обычно это делают на средней ноте своего голосового диапазона): От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. На этих примерах предлагается канва, по которой можно строить скороговорку. Иногда получается объединить несколько скороговорок, близких по содержанию.

Например:

Шли три попа, три Про
копия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. Один поп Прокоп говорил: пришел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, пришел Прокоп. Другой поп Прокоп говорил: ушел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп ушел Прокоп. Третий поп Прокоп говорил: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп, как без Прокопа кипел укроп, так и при Прокопе кипел укроп.

По такому принципу можно по
дбирать и составлять целый ряд других усложненных и комбинированных скороговорок. Главное при их чтении, наряду с ясностью, четкостью и легкостью произнесения текста - осмысленное их донесение. Скороговорка рассказывает о каком-то, может и незначительном, но событии. В ней есть мысль, которая  выражается словами. А слово должно быть действенным.  


Статья подготовлена редакторами diktory.com

Список использованной литературы:
Вербовая Н.П. и др. Искусство речи. Учебное пособие для театральных учебных заведений. М., "Советская Россия", 1964.
Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи.  Москва – 1966
Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи. - М.,Просвещение, 1967.
Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., "Искусство", 1968.

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню