Афоризмы - мудрость великих | Дикторы.com | Мудрые высказывания, афоризмы и цитаты

Перейти к контенту

Главное меню:

Разное

Афоризмы, цитаты об ораторском искусстве


Практикум для дикторов: примеры логического разбора  известных афоризмов, высказываний, мыслей о красноречии.

В статье предлагается множество примеров логического разбора дикторского текста – постановка пауз, ударных слов. В качестве текста используются изречения и афоризмы об ораторском искусстве известных мыслителей, ораторов, деятелей литературы и искусства. Данная расстановка пауз и ударений, безусловно, является субъективной, и приводится как один из возможных в практике вариантов.

У каждого диктора (ведущего) мелодия интонации индивидуальна и уникальна, поэтому, и паузы, и ударные слова у каждого свои.


Афоризмы, цитаты мыслителей Древнего мира


1. Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, | он должен быть человеком справедливым | и сведущим в делах справедливости.

Платон


2. Долг оратора |– говорить правду.

Платон


3. Красноречие | есть искусство управлять умами.

Платон


4. В чем состоит искусство речей: | они не должны быть ни длинными, | ни краткими, | но в меру.

Платон


5. Речи достойного человека | всегда направлены к высшему благу, | он никогда не станет говорить наобум.


Платон


6. Красноречие принадлежит к тем искусствам, | которые все совершают и всего достигают словом… Ведь оно собрало и держит в своих руках, | можно сказать, силы всех искусств!


Платон

7. Оратор должен стоять, | как вооруженный воин в строю, |решать дела великой важности | и всегда стремиться к победе.

Квинтилиан


8. Оратор красноречив только тогда, | когда кажется всем, | что он говорит правду.

Квинтилиан


9. Как яствам | умеренное количество соли  | придает некоторую приятность, | так и острое изречение | производит охоту слушать.

Квинтилиан


10. Оратор лишь тот, | кто в состоянии говорить о каждом вопросе красиво, | изящно и убедительно, |  сообразно важности предметов, | на пользу времени | и в удовольствие слушателей.

Тацит


11. Величайшее из достоинств оратора |– не только сказать то, что нужно, | но и не сказать того, что не нужно.

Цицерон


12. Что касается упражнений | для развития голоса, дыхания, телодвижений и, наконец, языка, | то для них нужны не столько правила науки, | сколько труд.

Цицерон


13. Особенно важно остроумие для оратора потому, | что оно смягчает и ослабляет суровость и строгость, |  и оратор шуткой и смехом | часто разрушает тягостные обвинения, | которые не легко разрешаются доказательствами.

Цицерон


14. Заговори, | чтобы я тебя увидел.

Сократ


15. Не то хорошо,| когда кричат великим голосом, | но то велико, | когда говорят хорошо.

Демосфен


16. Все, что намерен ты сказать, | рассмотри прежде в уме твоем, | ибо у многих | язык предваряет и самую мысль.

Исократ


17. Есть три причины, | возбуждающие доверие к говорящему, | потому что есть именно столько вещей, | в силу которых мы верим без доказательств, | - это разум, добродетель и благорасположение

Аристотель


18. Слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, | если даже он не говорит ничего основательного.

Аристотель


19. Много говорить и много сказать | не есть одно и тоже.

Софокл


20. Или как можно короче, | или как можно приятнее.

Плутарх



Афоризмы европейских писателей и мыслителей


21. Красноречие | – это искусство говорить так, | чтобы те, к кому мы обращаемся, | слушали не только без труда, но и с удовольствием, | и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, | они захотели поглубже в нее вникнуть.

Паскаль


22. Истинное красноречие | – это умение сказать все, что нужно, | и не больше, чем нужно.

Ларошфуко


23. Говорить много и хорошо | есть дар острого ума; | говорить мало и хорошо | есть свойство мудрого; | говорить много и худо | означает дурака; | говорить мало и худо | есть знак безумца.

Ларошфуко


24. Долой красноречие, которое привлекает только к себе самому, | а не к стоящим за ним вещам!

Монтень


25. Но разве не правда, | что звонкая цитата соблазняет нас больше, | чем правдивая речь?

Монтень


26. Есть области, | в которых посредственность невыносима: | поэзия, музыка, ораторское искусство.

Лабрюйер


27. Конечная цель красноречия | – убеждать людей…

Честерфилд


28. Благодаря красноречию | нас может пленить человек, | на коего мы обычно не обращаем внимания.

Жан Жак Руссо


29. Нетрудно заметить, | что даже наше время по характеру просвещения | во многом совершенно отличается от древнего периода, | и если мы обогнали древние народы в области философии, | то все же, несмотря на всю нашу изысканность, | мы значительно уступаем им в красноречии.

Юм


30. Волнующий вопрос | внезапно пробуждает красноречие в человеке.

Дидро


31. Нет ничего легче, | как отличить человека, который хорошо чувствует, но плохо говорит, | от того, который хорошо говорит и ничего не чувствует.

Дидро


32. Желающий красно говорить или писать | должен непременно хорошо размышлять | и хороший иметь вкус

Зульцер


33. Уменье вскользь обронить фразу | – один из важнейших секретов красноречия.

Шамфор


34. Платон, соединяя мудрость с красноречием, | искусно привлекал к себе сердца и дух своих слушателей | не кощунством и хитростями, | но более всего силою истины.

Виланд


35. Оружие красноречия | требует мудрости и честности.

Сегюр


36. Ораторское искусство пользуется всеми выгодами поэзии | и всеми ее правами

Гёте


37. Говори с убеждением |– слова и влияние на слушателей | придут сами собой.

Гёте


38. Речь, точно так же как и наши поступки, | производит благоприятные впечатления только тогда, | когда она проникнута непринужденностью, простотой и искренностью.

Вейсс


39. Старайся более об истине слов, | нежели о красоте речи.

Эккартсгаузен



40. Источник красноречия | – в сердце.

Милль


41. Настоящее красноречие состоит в сущности, | но отнюдь не в словах.

Сент-Бёв


42. Одно слово, сказанное прямо от сердца, | действует на наш ум сильнее всяких самых веских доказательств | и убедительнее всяких рассуждений, | а особенно, если оно сказано именно тогда, | когда нужно

Амиель


43. Нельзя быть красноречивым оратором | без страстного стремления к добру | и свободе.

Ренан


44. Успех ораторский или литературный | не имеет иного источника, | кроме совершенной искренности.

Ренан


45. Хорошо говорить | – значит просто хорошо думать вслух.

Ренан


46. Животворное слово человека | производит на нас такое действие, | какого не произведут ни книга, ни размышления; | оно сильнее потрясает душу, | глубже внедряет в нее впечатления.

Пеллико


47. Письменное слово… | все же более абстрактно и ограниченно, | менее свободно, чем устное, | которому всю его весомость | может придать непосредственно присутствующая личность.

Фейербах


48. Написанное слово | – это бедняк, который пробивает себе путь в свете собственными усилиями, | в то время как устное, живое слово достигает высших должностей | благодаря рекомендациям ее светлости княгини фантазии | и ее камердинеров – глаз и ушей.

Фейербах


49. Лучшей похвалой для оратора | будет, если каждый слышавший его речь, скажет себе: | «А ведь я сам так думал, | он только выразил то, что я чувствовал».

Виолле ле Дюк


50. Природа делает человека красноречивым, | когда у него большой интерес | или большая страсть.

Вольтер


51. Главная причина длинных речей | – недостаток правоты в отстаиваемом деле.

Гильти


52. Великое правило: | если твое немногое не представляет ничего оригинального, | то выскажи его по крайней мере оригинально.

Лихтенберг


53. Кто ясно мыслит, | тот ясно и излагает

Шопенгауэр


54. Если точно знаешь, | что хочешь сказать,| то скажешь хорошо.

Флобер


55. Пожалуй, в устную речь | можно вложить ещё более тонкий смысл, | чем в письменную.

Лабрюйер


56. В тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего | имеется не меньше красноречия, | чем в самих словах.

Лабрюйер


57. Модуляция голоса | – самая прекрасная из всех прелестей красноречия. Это музыка речи.

Гаррис


58. И хорошие ораторы, | когда хотят убедить в чем-нибудь своих слушателей, | всегда сопровождают руками свои слова, | хотя некоторые глупцы не заботятся о таком украшении | и кажутся на своей трибуне | деревянными статуями

Леонардо да Винчи


59. Когда речь состоит из жарких движений, живых восклицаний и разнообразных изменений голоса, | то воображение имеет более работы | и страсти трогаются сильнее.

Блэр


60. Можно языком говорить одно, | а лицом и жестами | выражать прямо противоположное.

Ньево


61. Жесты и манеры | должны являться как невольное последствие сердечных движений, | а не наоборот…

Вейсс



Афоризмы, высказывания русских мыслителей, писателей


62. Выгода устной передачи та, | что слушатель чувствует душу говорящего.

Л. Толстой


63. Изустное слово | всегда плодотворнее письменного: | оно живит слушающего и говорящего.

А. Кони


64. Для того, чтобы речь производила надлежащее впечатление, | она должна быть проникнута теплотой

Абрамов


65. Не всегда важно – что говорят,| но всегда важно, как говорят.

М. Горький


66. Мы должны говорить языком простым, | чтобы нас сразу понимали.

Д. Бедный


67. Чтобы серьезно увлечь аудиторию, | «заразить» ее своей мыслью и эмоцией, |  нужно превратить авторский текст | в свои собственные слова.

В. Аксенов


Дикторская интонация   

Интонация - это ритмомелодический строй речи. Интонацию речи диктора составляют: высота тона, сила звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности условно делятся на логические и эмоциональные. 


Практикум по выразительному чтению

Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими  и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими. 


Как работать с текстом

После того, как мы полностью разобрались с нормами орфоэпии, следующий этап работы с текстом -  интонация. Нужно выяснить - где делать паузу, а где она вовсе не нужна. Где можно сделать логическое ударение, а где не рекомендуется.

Статья подготовлена редакторами diktory.com

Список использованной литературы:
Абакумов В.И. и Буткевич В.Г. Об ораторском искусстве. (Сборник изречений и афоризмов). М., «Знание», 1980.
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 6-е изд., М., Рус.яз., 1985.
Агеенко Ф.Л. Собственные имена в русском языке: Словарь ударений. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М., 1975.
Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001
Ковалев В.П. Выразительные средства художественной речи. - Киев : Рад. шк., 1985.

Назад к содержимому | Назад к главному меню