Как расширить диапазон голоса | Дикторы.com | Как увеличить диапазон -

Перейти к контенту

Главное меню:

Техника речи. Диапазон голоса

В статье даны упражнения для развития диапазона и интонации голоса. А также советы по голосовой гигиене диктора.

Развитию диапазона голоса диктора, интонации помогает упражнение "стон", в котором изменяется высота тона, произношение сочетаний гласных с сонорными согласными с изменением высоты тона, чтение стихов с повышением и понижением звучания строк.

Диктор Игорь Кириллов (32)
Диктор Центрального Телевидения Игорь Кириллов

Техника речи. Упражнение "поход"


По тропинке узкой горной
Вместе с песен
кой задорной
Мы с т
обой идём в поход,
За горой нас с
олнце ждёт.
Наш под
ъём всё выше, круче.
Вот шагаем м
ы по тучам.
За посл
едним перевалом
Нам на встречу сол
нце встало.


Не забывайте об опоре. Повышайте тон на каждой строке, говорите текст отрывисто, подбрасывая слоги, но не искажая тембра:


Центр голоса:      По-тро-п
ин-ке-уз-кой-гор-ной
Выше:                  вме-сте-спе-сен-к
ой-за-дор-ной
Выше:                  мы-сто-бой-и-дём-впо-ход…  и т.д.

Пользуйтесь расчётливым повышением, чтоб хватило на все строки. Для этого можно использовать музыкальный инструмент. Определив центр голоса, начинайте говорить на два-три тона ниже, а потом поднимайтесь по полутонам.


Упражнение "маляр"


Представьте, что вы красите рамы окон. Сопровождайте движение руки по вертикали такими словами: "и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…". Не закрепощайте кисть руки, она свободна, движения лёгкие, мягкие. Вначале мазки маленькие, только кистью руки. Далее идут такие же короткие слова:


и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…


Потом движения становятся шире, увереннее, от локтя, слова тоже крупнее, голос поднимается  выше, вместе с движением руки. Далее рука работает от плеча. Широкие мазки вверх и вниз. Гласная шире, голос поднимается  выше и опускается ниже. Постепенное повышение и понижение голоса - важное достоинство речи. Это свидетельствует о выдержке диктора, владении собой и достигается большим трудом. Поэтому обращайте максимум внимания на упражнения.


Упражнение "этажи"

Представьте, что вы шагаете по этажам:


и первый этаж...     и вто
рой этаж...    и третий этаж...  и т.д.


Звук при этом направляется не вперёд, а вверх - в голову. Слова "кладутся"  выше и выше. Фиксируйте это рукой. От грудного регистра в средний, затем в головной. Когда выдержка и постепенность повышения голоса станут доступны, упражняйтесь в понижении и повышении большими интервалами:


и первый этаж...    и  пятый этаж...   и десятый этаж...     (вниз) и подвал                                  


Помогайте выполнять это упражнение рукой. Если сразу трудно "опуститься в подвал", помогите рукой. Опуская руку, расслабьте глотку. Ничего не меняйте в речевом аппарате.


Техника речи.  Упражнение "аквалангист"

Центр голоса:

Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлю
сь аквалангистом.
Сейчас н
ачну я опускаться.
Мой голос б
удет отражаться
И в резо
наторе грудном
И неп
ременно в головном.


Постепенное, расчётливое понижение:

Всё ниже опускаюсь!
Ниже!
А дно мор
ское ближе…
Ближе…

Грудной регистр:


И вот уж в цар
стве я подводном!
Хоть погр
узился глубоко,
Хоть пог
рузился глубоко,
Но голосом груд
ным, свободным
Расп
оряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть груд
ным регистром,
Полезно стать а
квалангистом.


Диапазоном пользуйтесь экономно. Погружайтесь по небольшим интервалам. Не снимайте голос с опоры на низких тонах, не сажайте его на горло. Опять на помощь приходят руки. Они медленно, свободно, легко плавают. Так же звучит голос, не застревая в напряжённых мышцах глотки, не задевая за связки.


Упражнение "парашютист"

Представьте, что совершаете парашютный прыжок. Сопровождайте  плавный спуск словами:


Опускаюсь я медленно ниже и ниже,
А земля подо мною всё ближе и ближе…
Продолжаю снижаться, совсем уже низко…
Опустился ещё, как земля моя близко!
С голубыми озёрами, с ширью полей…
Рядом. Вот она! Крепко стою я на ней.


Последние строчки произносите в грудном регистре. При этом проверяйте свободу звучания голоса на низких тонах. Не сходите с опоры, не садитесь на связки. Не взбирайтесь сразу на самые высокие тона. В постепенности спуска и подъёма голоса заключена уверенность диктора.

Диктор Всесоюзного Радио Ольга Высоцкая (41)
Диктор Всесоюзного Радио Ольга Высоцкая

Слушатель не должен замечать вашего предела голосового диапазона. Тут нужно научиться пользоваться приёмом голосовых оттяжек. Т.е. повышая слово или строку, делать понижение в начале следующей строки, с тем чтобы повысить ударное слово в последующей мысли. Потом опять понизить немного голос, чтоб далее иметь возможность его повысить. Шагайте по лесенке: два шага - вверх, шаг - вниз, два - вверх, шаг - вниз…

Подкрепляйте приобретаемый навык пользования диапазоном - тренировкой голосовой силы.

Упражнение "народный шквал"

Почувствуйте необходимость постепенности и всевозможных градаций силы звука в произнесении этого текста:

Всё ближе, всё громче
Роко
чущий шум:
Трум-ту-
ту-тум! Трум-ту-ту-тум!
Сильней всё то т
ут барабан бьёт, то там:
Трам-та-та-там! Тр
ам-та-та-там!
Трепещут в
раги. Задрожали враги.
Народ наступает. С
давайся! Беги!
Народного г
нева бушующий шквал
Поднялся, об
рушился!
Враг зл
обный пал.


При усилении сле
гка повышайте голос. Стремитесь, чтоб при повышении не было больших интервалов. Т.к. слишком высокие и слишком низкие звуки слабо пригодны для усиления. Попробуйте это проверить. Усильте голос на слишком высокой ноте - сразу пустите петуха. Нужно выработать способность ощущать, какие тона грудного и головного регистров, способны к усилению. Усиливая, повышайте голос до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове "поднялся". Слово "обрушился" опустите вниз. При этом голос по прежнему звучит с силой.  

Тренируйте г
ромкое звучание для укрепления дыхания. Когда от диктора требуют "громче" -  не следует переходить на крик. Вспомните об опоре, о мышечной свободе голосового аппарата, о движении голоса вниз и вверх. За счёт активизации дыхания придайте речи большую звучность. На сигнал "громче" реагировать должна диафрагма, активнее подпереть звук, а не глотка, где сразу же произойдёт зажим, и речь перейдёт на крик.   


Советы по голосовой гигиене диктора


Голос -  очень индивидуальная "вещь". У одних он крепок от природы, у других очень капризен. Весь голосовой аппарат очень чувствителен к перегрузкам, охлаждению, к неумелому пользованию в сложных условиях. Нельзя диктору после активной работы сразу же выходить на холодный воздух, и идти, громко, возбуждённо разговаривая с кем-либо, особенно в сырую погоду. Холодный воздух будет попадать на  слизистую оболочку голосовых связок, что приведёт к простуде.

Плохо переутомлять голос с
лишком большой работой. Алкоголь  расширяет кровеносные сосуды и нарушает  функцию желёз слизистой оболочки. Изменяется тембр. Голос понижается, начинает хрипеть и становится менее выносливым. На голос отрицательно влияет и никотин. Он вызывает спазмы гладкой мускулатуры бронхов и трахеи, и нарушает процесс дыхания. У курящих дикторов возникает сухой кашель, что травмирует голосовые связки. Они теряют свою эластичность, появляются сипота, исчезает мягкость звучания, лёгкость.

Интересно то, что голос о
чень связан с процессами, которые происходят в организме. На его тембр  отражаются  болезни желудка и сердца. Сказываются  нервно-психические травмы. От нервного потрясения, от переживания, страха, голос начинает срываться, иногда перестаёт звучать или теряет чистоту, выносливость, интонационную подвижность. Необходимо закаливать нервную систему, чтобы во время чтения ничто не могло нарушить психическое равновесие диктора. Носоглотку закаливают полосканием её холодной водой, с постепенные понижением температуры от 20 до 12-10 градусов тепла. Перед эфиром рекомендуется выпить тёплого чая.

Однако, самая лучшая профилактика  - это к
аждодневная голосовая зарядка. Она должна состоять из упражнений на дыхание, упражнений, приводящих голосовой аппарат в свободное состояние, активизирующих работу диафрагмы, укрепляющих опору. Разогревая голос, диктор не только тонизирует мышцы речевого аппарата, но и приводит к психофизиологической настройке весь организм. И, таким образом,  настраивает себя на радостный, творческий акт общения с аудиторией. Только так можно научиться говорить красиво и развить речь!

Статья подготовлена редакторами diktory.com

Использованная литература:
Василенко Ю.С., сост. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. - М., 1973.
Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи.  Москва - 1966
Моисеев Ч.Г. Дыхание и голос драматического актера. ч.I. - М., 1974.
Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., "Знание", 1973.
Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., "Искусство", 1968.
Сарычева Е. Сценическая речь. - М., "Искусство", 1955.

Постановка голоса (резонаторы)

Диктору требуется научиться расслаблять мышцы, а начинать надо с общего, а именно - научиться расслаблять всё тело. Для этого лягте и поочерёдно расслабьте все мышцы. Вначале снимите напряжение с мышц ног. Потом проследите за руками. Далее расслабьте мышцы шеи и челюстей..


Фонационное дыхание

Как известно, процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха и совершается подсознательно. Но, когда мы находимся у микрофона, дыхание должно подчиняться нашей воле, следовательно, нам нужно научиться управлять им. Важно научиться набирать воздух в большем количестве, чем обычно...



Улучшение дикции

Начнём тренировку произнесения взрывных согласных.  Они образуются при прорыве воздушной струёй препятствий: затвора губ (п-б), прижатого кончика языка к верхним резцам (т-д), средней части языка, прижатого к твёрдому нёбу (к-г). Эти согласные имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата...   



Пословицы для тренировки звуков

Ни одно упражнение по дикции, связанное со словом, не должно «пробалтываться», произноситься чисто технически, т.е. хотя четко и ясно, но бессмысленно. Каждый текст, взятый для работы по дикции, должен быть осмыслен. Пословицы – богатейший материал для работы...

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню